Какие стихи советских писателей интересны для детей?
Опубликовано 19 сентября 2017Стихи Корнея Чуковского для детей часто относят к сказкам. Основная причина этого – огромное количество явно фольклорных элементов, взятых из мифов и легенд. Дело в том, что писателю было очень важно удержать внимание детей надолго, для того, чтобы вывести из истории мораль. И именно поэтому Чуковским была выбрана именно такая манера изложения мыслей.
Главные черты авторского стиля Корнея Ивановича – это совмещение реального и фантастического. Например, в «Айболите» при всей невозможности происходящего – говорящих животных, мгновенных перемещениях из одной точки в другую, присутствуют реальные географические локации – например, Африка. Это создает очень своеобразный мир, в который ребенку очень просто поверить.
Кроме того, стихи Чуковского иногда содержат сюжеты из небылиц – крайне специфичного жанра русского народного фольклора – и строит вокруг них свои истории. Самым ярким примером является стихотворение «Чудо-дерево», в котором происходит необъяснимое – появляется дерево, которое плодоносит различными предметами. Но даже через него Чуковский передает конкретные мысли и идеи и позволяет читателю пофантазировать на данную тему.
Однако почти всегда Чуковский через свои сказки пытается привить своим читателям общечеловеческие ценности – такие как дружба, любовь, преодоление страха, внимание к своим близким.
Крайне полярным подходом отличаются стихи Маршака для детей. Они, в отличие от Чуковского, основаны не на фольклоре, а на стандартных бытовых ситуациях, которые знакомы каждому. И через них автор передает ребенку идеи и мысли, поучает его. Например, стихотворение «Пожар» учит храбрости и бесстрашию – ребенку обязательно хочется ассоциировать себя с храбрым главным героем, который хоть и пострадал от огня, но справился с ним. Также и ребенок будет преодолевать все трудности, подражая герою.
Отличительной особенностью стиля Самуила Яковлевича является быстрота событий, их смена – и это его личная формула привлечения внимания ребенка. Он сам говорил, что дети требуют постоянного движения, им трудно усидеть на одном месте. Там, где Чуковский использует сказочность, Маршак применяет быструю смену сцен и динамику.
Это особенно заметно в стихотворении «Письмо», где за небольшой промежуток времени ребенок не только становится участником истории, но и совершает целое кругосветное путешествие. Очень сложно лаконично описать характер и отличительные особенности целого ряда стран, однако стихи Маршака справляется с этим мастерски.
Эти два детских писателя отличаются своей полярностью подходов к детям, однако стоит сказать, что оба они одинаково ценны для русской и детской литературы. Именно поэтому стихотворения как Маршака, так и Чуковского включены в любую детскую хрестоматию. Родителям определенно стоит привить своим детям любовь к этим двум писателям, поскольку каждый из них доносит светлые и общечеловеческие идеи, хоть и разными способами.