Новая концепция филологического образования в школе негативно воспринята профессиональным сообществом
Опубликовано 08 ноября 2014Новая концепция филологического образования в школе стала предметом обсуждения в ходе Съезда Ассоциации учителей литературы и русского языка. Съезд состоялся в рамках Всероссийского фестиваля «Литература - духовно-нравственная основа России», который прошел в Ульяновске. Ранее новая концепция была раскритикована представителями профессионального сообщества, которые считают ее политически ангажированной.
Документ новой концепции был разработан, по информации научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Он сообщает, что Исполком Ассоциации указывал, что обсуждение документа будет длиться до 15 ноября. Между тем текст концепции уже сегодня вызвал неоднозначную реакцию экспертного и педагогического сообщества. По словам Адамского, в нем много неточностей, нормативной путаницы и неувязок.
Одной из главных проблем новой концепции филологического образования научный руководитель называет отсутствие альтернативы для учителя в вопросах выбора литературы для изучения в ходе уроков литературы. Адамский считает эту норму пережитком советской эпохи преподавания.
Концепция АССУЛ активно обсуждается педагогическим сообществом не только в рамках форума, но и в сети.
Неопределенный статус нового документа отмечает кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Елена Романичева. Она указывает, что положения концепции «перпендикулярны» требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Это вызывает непонимание, каких именно документов стоит придерживаться. По мнению Романичевой, эта концепция призвана дать понять учителям, что время инноваций в педагогической сфере закончилось и все возвращается к советским временам.
Заслуженный учитель РФ Татьяна Еремина считает, что новая концепция заключает учителя в жесткие рамки, не давая ему свободы действий. Несмотря на оговорки в тексте документа, в которых декларируется «ариативность», реализация концепции привнесет только больше удобства для чиновничьих проверок, отмечает она.
Главный редактор журнала «Литература», учитель русского языка и литературы Сергей Волков резко высказался об отсутствии вариативности в выборе учебников литературы, что закрепляется новым документом АССУЛ. Депутаты считают наличие разных учебно-методических комплексов противоречащим концепции единого образовательного пространства. По мнению Волкова, это стало результатом ранее принятого законопроекта о едином учебнике, который внесла в Госдуму группа депутатов, возглавляемая Ириной Яровой. Против этого закона выступили педагоги и ряд экспертов, а также Общественный совет при Минобрнауки РФ.