Новая концепция преподавания истории стала предметом обсуждения Всероссийской конференции
Опубликовано 21 ноября 2014Российская академия наук стала площадкой проведения Всероссийской конференции, в рамках которой участники обсудили походы к преподаванию и содержание исторической науки. Конференция «Состояние и перспективы исторического образования и науки в общеобразовательной и высшей школе» была организована при поддержке Минобрнауки и прошла 17 ноября 2014 года.
В приветственной речи к участникам конференции глава Министерства образования Дмитрий Ливанов отметил, что историческая наука в высшей школе нуждается в модернизации в соответствии с современными научными стандартами и наработками. Также министр указал, что одной из ключевых тем конференции станет обсуждение новой концепции преподавания отечественной истории.
По словам Ливанова, новые учебники истории, которые будут разработаны в соответствии с новым учебно-методическим комплексом, должны нести в себе ключевые образцы культуры и патриотизма и стать современным ресурсом для обучения детей. Глава Минобрнауки указал, что сегодняшняя переоценка подходов к обучению истории стала результатом множества причин, в первую очередь, он отмечает изменение получателей знаний («поколение информационной революции») и развитие научных дисциплин.
Новая концепция преподавания истории была разработана по поручению президента РФ Владимира Путина, которое прозвучало на заседании Совета по межнациональным взаимоотношениям в 2012 году. Она прошла всестороннее обсуждение, в том числе при участии лучших учителей России и ученых-историков. В основу новосозданной концепции лег единый историко-культурный стандарт. Проект концепции был окончательно утвержден уже в мае этого года.
Первый замминистра образования Наталья Третьяк отмечает, что важным является понимание того, что данная концепция предусматривает единообразие, а не единомыслие. Главным является единая логика учебного курса и взаимосвязь разных элементов российской государственности. На основе нового учебно-методического комплекса, пояснила замминистра, разработают программы переподготовки и подготовки педагогов, а также примерные школьные программы истории. Также Наталья Третьяк отметила, что на данный момент не существует точного ограничения количества учебников, но все они должны четко соответствовать принятой концепции.
До 1 марта следующего года рабочая группа Российского исторического сообщества, в составе которой будут представители МГИМО, учительских ассоциаций, РАН, Российской академии образования и Росархива, обсудит соответствие существующих учебников по истории России и общей истории новой концепции. На данный момент таких учебников в стране 75.
Также ожидается, что директоры институтов национальной истории стран СНГ встретятся в конце ноября в РАН. Кроме того, летом 2015 года в Китае будет организована международная конференция, в рамках которой обсудят содержание и векторы развития исторической науки.