Темы выпускных сочинений для учеников 11-х классов станут известны в декабре этого года
Опубликовано 29 августа 2014В этом году Минобрауки решило ввести обязательное сочинение для учеников 11-х классов. Глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов пояснил это решение желанием мотивировать школьников к более тщательному изучению литературы в учебных заведениях. При этом оценивание работ учащихся будет проходить только в виде «Зачет/незачет», так как пилотный проект посчитали нужным провести в более щадящей форме. Кроме того, Ливанов напомнил присутствующим о прошлогоднем послании к Федеральному собранию, которое было сформулировано президентом Российской Федерации. В нем говорилось о необходимости восстановления сочинения в составе экзаменационных испытаний выпускных классов.
Первые работы ученики напишут уже в конце этого года. Как заявила Наталия Солженицына, являющаяся президентом Русского общественного фонда Александра Солженицына, им предложат на выбор пять основных тематических направлений, в рамках которых они смогут представить свое мнение о заданной тематике, взяв за основу произведения классиков мировой и российской литературы. Более четко с темами итоговых сочинений старшеклассники смогут ознакомиться только на самом экзамене. При этом для разных часовых поясов темы будут, соответственно, разными. Пересдать неудачное сочинение можно будет в конце апреля или начале мая, а также в феврале. Для учеников с инвалидностью или имеющих ограниченные физические возможности предусмотрена возможность замены такого вида экзамена изложением.
Совет по вопросам проведения сочинения при Минобрнауки, по словам его главы Наталии Солженицыной, попытался подобрать для школьников такие направления, «чтобы каждая из тем дала возможность ученику выражать какой-то свой опыт, свои мысли, и в то же время искать поддержку в классической литературе».
К 200-летию великого русского прозаика, поэта и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова приурочено направление «Недаром помнит вся Россия…». В ходе написания тематической работы ученикам представится возможность поразмышлять о проблемах, раскрываемых в его творчестве. Кроме того, Минобрнауки считает актуальной такую тему, как «Вопросы, заданные человечеству войной», в которой школьники смогут раскрыть свое мнение о причинах и последствиях войн в истории государств и жизни людей. Остальные темы звучат как «Спор поколений: вместе и врозь», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» и «Чем люди живы?».
Вузы могут принять решение о принятии в расчет результатов итогового сочинения при поступлении. При этом количество балов за него будет определяться самостоятельно каждым вузом и может находиться в диапазоне от 1 до 10.