Поволжский Образовательный Портал

Распределения выпускников вузов не будет

Опубликовано 10 марта 2005

Министр образования и науки Андрей Фурсенко встретился с бауманцами. Это - первая "крупномасштабная" встреча министра со студентами. В зале ДК МГТУ имени Баумана - самого крупного после МГУ вуза страны - присутствовали 1200 человек.

"Успешные люди могут жить только в успешной стране", - сказал Андрей Фурсенко. - "Мне хотелось бы поговорить сегодня о том, как добиться успеха для себя и для страны. Если кто-то думает, что я это знаю, - ошибается. Цель этой встречи - узнать ваше мнение".

Студентов волновали очень конкретные вещи. Например: правда ли, что возвращается система распределения выпускников? "В планах министерства, - сказал Андрей Фурсенко, - этого нет. Есть желание улучшить систему информирования (что будет востребовано экономикой и обществом через 5-10 лет). При этом государство должно иметь право выстраивать систему образования в том или ином направлении: у нас большие проблемы с социально востребованными специальностями (с учителями). Но практика распределений показала себя минимально эффективной. Есть инструмент государственных субсидий, который министерство считает разумным (тот, кто не смог пройти на бюджетные места в вузы, подписывает контракт с государством, в рамках которого после окончания вуза должен либо вернуть деньги, либо отработать по своей специальности). Это один из путей решения проблемы. Точно так же как могут быть целевые места, оплаченные теми или иными фирмами".

Студенты спросили министра о том, как он относится к тому, что молодые специалисты уезжают за рубеж. "Вообще-то мы хотели свободную страну...", - пошутил Фурсенко. "Я не считаю, что нужно ставить жесткие барьеры. Хотя я бы предпочел, чтобы они работали в России. Но для этого нужно создавать привлекательные условия для работы у нас в стране: развивать инновационный сектор экономики... Вообще же я считаю, что в России работать интересней".

Студенты спрашивали, будет ли увеличено финансирование вузов. "На те вузы, которые подчиняются Российскому агентству по образованию, - сказал министр, - в 2005 году предусмотрены средства в объеме 54,4 млрд рублей. Это на 6,4 млрд больше, чем в 2004-м. На ремонт общежитий в этом году дополнительно выделено 2 млрд рублей. Полмиллиарда перечислены на комплектацию библиотек". Что касается количества мест, финансируемых из госбюджета, то по закону каждый год на них должны приниматься 170 человек (на 10 тысяч населения). Все последние годы эта цифра перекрывается. В 2004-м она составила 209 человек на 10 тысяч населения. "Могу сказать, что закон будет железно выполняться. Хотя, из-за того что начинает происходить демографическое падение, количество людей, поступающих в вузы, начиная с 2006 года автоматически сократится. И к 2010 году оно будет меньше процентов на 15" (не очень ясно, почему из-за этого должно сокращаться число бюджетных мест).

Студенты интересовались и целесообразностью нашего вступления в Болонский процесс. По словам министра, Европа поняла необходимость стандартизации оценки качества университетского образования, когда выяснилось, что проигрывает США и азиатским странам. Россия тоже должна войти в международное образовательное пространство (чтобы студенты не чувствовали себя ущемленными).

За 2 часа, в течение которых продолжалась встреча, было задано множество вопросов: останутся ли льготы медалистам при поступлении в вуз (их не будет); не перейти ли нам на французскую систему набора студентов - без экзаменов (не перейти); что такое "рейтинг вузов" (по мысли министра, он часто является инструментом манипулирования, а потому в составлении рейтингов должны участвовать заказчики - экономисты, бизнесмены, работодатели, гражданское общество. А одним из критериев качества вуза должна быть успешность его выпускников); на какие 3 категории будут поделены все вузы (10-20 вузов - лидеры, готовящие национальную элиту и получающие дополнительные финансы; 100-150 - "более узконаправленные вузы, не имеющие истории (а значит, бренда); (остальные) вузы, больше выполняющие социальную, чем образовательную функцию).

Из нового: министр сказал, что собственность за исследования должна оставаться у разработчиков; институтам РАН нужно дать возможность обучать студентов в магистратуре...

На вопрос о том, какова цель реформы образования, министр ответил: "Государство получит специалиста, лучше адаптированного к жизни".

Наталья Иванова-Гладильщикова.

 

Другие матералы рубрики: