Александр ТРЕЩЕВ: Нужен жесткий контроль со стороны государства
Опубликовано 29 марта 2007Справка: Трещев Александр Михайлович, и.о. ректора Астраханского государственного университета, д. п. н., профессор
Александр Михайлович, Государственная Дума РФ рассматривает поправки в закон «Об образовании», предполагающие усиление контроля над учебными заведениями. Согласно новой редакции закона, за некачественную работу теперь любое образовательное учреждение может получить предупреждение, и если вовремя не исправит ошибку, рискует лишиться лицензии или свидетельства об аккредитации. На Ваш взгляд, насколько своевременны и необходимы эти поправки? Помогут ли они российской высшей школе решить проблемы качества образования?
Безусловно, поправки своевременны, и контроль над качеством образования со стороны государства должен усилиться, причем не только в государственных вузах, но и в негосударственных, филиалах и прочих структурах высшей школы. Но я сомневаюсь, что предлагаемые изменения к закону «Об образовании» приведут нас к желаемой цели, поскольку в законе не прописано, как реально, на практике они будут работать. На мой взгляд, пугать высшее учебное заведение закрытием или лишением свидетельства об аккредитации – не та мера, которая подвигнет нас задуматься о вопросах качества образования. Мы и сейчас проходим процесс лицензирования и государственной аккредитации, который сам по себе затрагивает вопросы качества: если университет получает свидетельство об аккредитации, значит, его образовательный процесс отвечает государственным образовательным стандартам качества подготовки специалистов. Вот только, к сожалению, претензии к качеству все равно остаются, может быть потому, что в процессе определения критериев качества бизнес-сообщество выпадает из поля зрения. Ведь в конечном счете мы готовим специалистов для тех хозяйствующих субъектов, которые находятся на территории нашего региона. Считаю, что именно в этой части необходимы поправки.
Не исключено, что в новом законе ужесточится и процедура лицензирования новых вузов…
Процедуру лицензирования давно нужно пересмотреть. Должна быть выработана четкая государственная политика как на уровне всего государства, так и на уровне федеральных округов, поскольку не исключено, что рядом стоящие вузы не готовят специалистов по одним и тем же направлениям. Представители соответствующих образовательных структур государства и субъектов федерации должны четко контролировать «рождение» новых специальностей, а не просто давать на это формальное согласие. В настоящее время механизм предусмотрен, однако его работа целиком и полностью оказывается зависимой от решения заседания совета ректоров, а какой ректор, особенно в региональном центре, откажет своему коллеге из соседнего вуза? Он подпишет ему бумагу на открытие новой специальности, никто не захочет спорить и ругаться. Более того, он еще и обратится в органы власти, где скажет, что эти специалисты нужны и будут востребованы. Конечно, и губернатор своих ректоров поддержит. Очень много таких формальных поддержек. А на самом деле в вузах субъектов федерации открываются схожие или одинаковые специальности, которые преподает один и тот же преподавательский состав, - просто бегает из одного вуза в другой… От этого качество не улучшается. Здесь нужен жесткий контроль, который бы осуществлялся не изнутри, не нашими собственными силами. И нужны какие-то четкие правила, единые для всех, чтобы свести к минимуму возможности различных интерпретаций качества. Вообще нужно соблюдать профильность вузов. На мой взгляд, в техническом университете нет смысла открывать гуманитарные специальности, там должны готовить инженеров, но не психологов и историков. Если же регион испытывает потребность в увеличении количества гуманитариев, то пусть губернатор делает заказ гуманитарному вузу или классическому университету на подготовку таких специалистов. А иначе все размывается.
Наталья Быкова. Национальный информационный центр по науке и инновациям.