Скачать программу вступительных испытаний по русскому языку в формате MS Wrod (файл doc, 75 Кб)
Автономная некоммерческая организация
среднего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Русский язык»
для граждан, поступающих в Колледж в 2013-2014 учебном году имеющих среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства.
Самара
2013
Пояснительная записка
Программа для поступающих в Автономную некоммерческую организацию среднего профессионального образования «Поволжский экономико-юридический колледж» по предмету «Русский язык» составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-11 классы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации[1]. Таким образом, ее содержание опирается на содержание курса русского языка общеобразовательных учреждений (школьного курса).
Русский язык - национальный язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве), средством хранения и передачи информации, средством связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Грамотное владение родным русским языком – надежная основа каждого россиянина в его жизни, профессиональной деятельности, поэтому учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Программа для поступающих в колледж по предмету «Русский язык» содержит:
- отобранную систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Абитуриент должен:
знать:
- основные сведения о русском языке: место русского языка среди других языков мира; его богатство, красота и выразительность; государственная роль и т.д.;
- определения лексических и синтаксических единиц;
- содержание основных орфографических и пунктуационных правил;
уметь:
- строить свой ответ с соблюдением норм современного русского литературного языка;
- подтверждать свой ответ необходимыми примерами.
Содержание предмета
Русский язык - один из развитых языков мира
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский литературный язык. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи: гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке.
Понятие орфограммы. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих.
Разделительные ъ и ь.
Орфографические словари.
Лексика. Культура речи
Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеология как раздел науки о языке. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Морфемика. Орфография
Морфема как минимальная значимая часть слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Изменение и образование слов. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный; словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Чередование гласных и согласных в слове. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/-лаг-; -рос-/-раст-. Правописание чередующихся гласных в корнях –гор-/-гар-; -кос-/-кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные. Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род имен существительных.
Три склонения имен существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные.
Изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор существительного.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен, существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и - ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ть( -ться) и -чъ (-чься) в неопределенной форме.
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-/-бир-, -дер-/дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/- тир-, -стел-/ -стил-. Правописание не с глаголами.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит и др.).
Причастие
Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Не с причастиями.
Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Деепричастие
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Наречие
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на –о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Служебные части речи
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, в продолжение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Союз
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные.
Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, союза также от наречия так с частицей же.
Частица
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.
Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова
Междометие. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения.
Главные члены предложения, грамматическая основа предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Понятие второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами).
Понятие однородных членов предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Вариативность постановки знаков препинания.
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.
Обращение. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова и словосочетания. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Сложное предложение
Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между частями сложного предложения перед союзами.
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Список используемой литературы:
1. Рабченкова Л.М.. Русский язык. /Сост. – М.: Дрофа, 2008г.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – 2 е изд. – М.: Просвещение, 2009г.
3. Гольцова Н.Т., Шамшин И.В. и др.. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД» Руское слово» - РС, 2009.