ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904), российский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), Отечественной войны 1812 (1887-1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны.
Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич [14 (26) октября 1842, Череповец - 31 марта (13 апреля) 1904, Порт-Артур, ныне Люйшань], российский художник. Крупнейший мастер батального жанра в русской живописи 19 в.Годы учения Выходец из семьи помещика, в 1850-60 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858-59 на фрегате "Камчатка" и других кораблях в Данию, Францию, Англию.
Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863. Приехав в Париж в 1864, пользуется советами Ж.-Л. Жерома, посещая его мастерскую в Школе изящных искусств. С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок, участвуя в их экспозициях.Путешествия Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867-68, 1869-70); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874-76, 1882).
В 1877-78 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-89 (а также 1902) США, в 1901 - Филиппины, в 1902 - Кубу, в 1903 - Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы. "Туркестанская серия" Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов.
Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изо-искусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистско-романтических "триумфов победителей" к натуралистически откровенным образам трагической "изнанки войны".
Так, знаменитая "туркестанская серия" Верещагина (1869-73), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, "варварство" и "садистическую жестокость" противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности.
Известнейшее полотно серии, "Апофеоз войны" (1870-71, Третьяковская галерея), - с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, - снабжено красноречивой надписью на раме: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим"."Индийская" и "балканская" серии Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает "индийскую серию" - с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии.
В 1878-80 пишется "балканская серия", посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина "Побежденные.
Панихида" (1878-79, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли."Наполеон в России" Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл "Наполеон в России" (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода "исторической оперы".
В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы).Общественный резонанс В 1870-90-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения.
В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов и писатель В. М. Гаршин. Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы "вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!" ("На первой выставке картин Верещагина", 1874).Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца "Петропавловск".В Череповце существует дом-музей Верещагина.Сочинения:Избранные письма.
М., 1891.На войне в Азии и Европе: Воспоминания. М., 1894. Литература:В. В. Верещагин: Воспоминания сына художника. Л., 1982.Завадская Е. В. В. В. Верещагин. М., 1986.Лебедев А. К., Солодовников А. В. В. В. Верещагин. Л., 1987.Демин Л. С мольбертом по земному шару. Мир глазами В. В. Верещагина. М., 1991.М. Н. Соколов
Об энциклопедическом словаре
Большой энциклопедический словарь – это уникальная бесплатная онлайн энциклопедия с полнотекстовым поиском и поддержкой морфологии русских слов.
Энциклопедический словарь является некоммерческим проектом, который постоянно развивается. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями. Вы также можете поддержать проект, оставив комментарий или разместив у себя на сайте или блоге ссылку на энциклопедический словарь.
Ссылки на энциклопедический словарь допускаются без каких-либо ограничений.