Около 10% выпускников поступает в вузы без ЕГЭ
Опубликовано 30 июня 2018Каждый десятый выпускник российских школ пробует поступить в вуз без сдачи ЕГЭ, путем обучения в колледжах и техникумах. Об этом сообщили в Институте образования ВШЭ. Соответствующие выводы содержатся в статье в научном журнале «Sociology of Education», авторства ученых Гордея Ястребова, Юлии Косяковой и директора Центра культуросоциологии и антропологии образования Института образования ВШЭ Дмитрия Куракина. Они взяли за основу своей статьи данные проекта Института образования ВШЭ «Траектории в образовании и профессии».
При выборе профессии выпускники выбирают из трех треков: «профессионального» (получение среднего специального образования), «академического» (поступление в вуз после 11 класса), «гибридного» (поступление в вуз после окончания колледжа). В последнем случае поступление происходит на основании соглашения или с помощью системы внутреннего экзамена. Это дает выпускникам возможность миновать сдачу ЕГЭ.
Государство создавало «гибридный» трек для борьбы с образовательным неравенством, отметили авторы исследования. Основная его цель - это поддержка детей из низкообразованных семей. Вместе с тем, сегодня происходит его превращение в инструмент для «привилегированных» семей. По словам Исака Фрумина, научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ, мировой опыт демонстрирует, что средства поддержки отстающих рано или поздно начинают использовать те, кто не входит в эту социальную группу. Такой опыт образовательных реформ присутствует во всем мире, отметил эксперт.
К незащищенным слоям населения не относится около 40% тех, кто сегодня использует данный инструмент поступления, рассказали исследователи в своей статье. На данный момент такой «гибридный» трек для поступления стал популярным инструментом среди семей с высоким статусом и качественным образованием. Речь идет о семьях, которые столкнулись с проблемой низкой успеваемости своих детей в школах. Для того, чтобы гарантированно предоставить ребенку высшее образование, они выбирают наименее рискованную стратегию поступления, говорится в статье.
По словам Дмитрия Куракина, руководителя Центра культуросоциологии и антропологии образования Института образования ВШЭ, речь здесь идет не о материальном достатке родителей, а об уровне образования семей. Конечно же, переменные друг с другом коррелируют, отметил эксперт, вместе с тем, именно образованные семьи часто выбирают такой путь поступления.