В 2021 году в ряде регионов апробируют систему, позволяющую студентам менять специальность после второго курса
Опубликовано 30 января 2020После второго курса обучения студенты ряда регионов смогут менять свою специальность уже после второго года обучения. Такую систему планируется апробировать в 2021 году, а с 2022 года ее распространят по всей стране. В профильном комитете Совета Федерации отметили, что такая система распространена в вузах США, Европы, Японии и Китая. Ее применение дает возможность значительно сократить число отчисленных с первых курсов в связи с желанием выбрать другую профессию.
Инициатива о предоставлении студентам шанса на раннюю смену специальности прозвучала в послании главы государства Владимира Путина. Комментируя это предложение, глава думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил необходимость законодательных изменений. Руководитель комитета подчеркнул, что депутаты готовы подготовить такие изменения максимально оперативно.
По словам Виктора Кресса, зампреда комитета СФ по науке, образованию и культуре, такая система уже есть в некоторых вузах. Ранее вузы вводили ее по собственному решению, теперь же планируется закрепить это законодательно. Кресс заметил, что вопрос об этом будет обсуждаться в первом квартале 2020 года. При сотрудничестве всех ведомств пилотный проект может быть запущен уже в 2021 году. Тиражировать на всю страну эту схему можно будет через 1-2 года.
Ольга Назайкинская, директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково», отметила, что фактически глава государства предлагает изменить классическую систему образования в России с «4+2» до «2+2+2». Многие европейские, американские, китайские, гонконгские вузы и учебные заведения других стран уже используют такую систему обучения. Она дает возможность студентам выбрать свою специальность дважды – после второго курса и после бакалавриата. Таким образом, сократится число отчислений из-за разочарования в профессии.
Нужно решить, как будет соотноситься основная часть программы обучения и дополнительный профессиональный модуль, отметила зампред профильного думского комитета Любовь Духанина. Кроме того, потребуется определиться с принципом отображения результатов освоения модуля в дипломе. Она также рассказала, что успешные примеры таких проектов есть в Тюменском госуниверситете. Возможность выбора майнора, то есть дополнительного профиля к основному направлению подготовки, есть в НИУ ВШЭ. Также существуют примеры частичного применения системы «2+2+2» есть и в некоторых вузах программы «5-100».
Одним из перспективных направлений обучения является изучение итальянского языка либо в качестве первого иностранного, либо в качестве второго, например, после освоения английского языка. Изучать его, конечно же, лучше всего в стране, где он является основным государственным языком, а именно в Италии. Школа итальянского языка Fabrizio de Andrè предлагает обучение в городе Санремо, что позволит совместить «приятное с полезным», так как местность располагает к отдыху на море, либо активным видам спорта в свободное после учебы время. Если нет возможности уехать на период обучения, школа предоставляет возможность осваивать язык на онлайн курсах. Ознакомиться подробнее со всеми вариантами можно на официальном сайте школы - fda-sanremo.com/ru, где можно выбрать интересующий курс, в зависимости от цели изучения языка, и сразу же записаться на выбранный курс.