Авторы первого варианта концепции преподавания русского языка и литературы представили свои предложения
Опубликовано 26 августа 2015На днях спикеру Госдумы Сергею Нарышкину представили первый вариант концепции преподавания русского языка и литературы. Авторы документа, в частности, предлагают готовить на этих уроках детей к взрослой жизни, то есть учить их писать резюме и пояснительные записки, а также изучать сленговую речь. По их мнению, таким образом, эти предметы перестанут ассоциироваться у школьников с зубрежкой.
В рамках мероприятия, которое прошло в здании РАН, педагоги и ученые поделились своими первыми наработками в этой области. В свою очередь, спикер Госдумы заявил, что главной целью является формирование долгосрочных ориентиров для продвижения русской культуры и языка во всем мире. Он отметил, что они являют собой серьезный потенциал для мягкой силы, используемой для улучшения позиций России в мире и повышения ее авторитета.
Нарышкин акцентировал внимание на том, что концепция предполагает не ограничение конституционной свободы педагогической деятельности, а формирование базовых основ, с помощью которых педагоги будут принимать решения по различным задачам в сфере русской словесности. При этом очень важно, по его словам, прислушиваться к мнению педагогов из всех регионов страны, а также самих учеников и их родителей.
Наиболее конкретные предложения прозвучали на встрече относительно преподавания русского языка. В частности, Александр Молдован, директор Института русского языка им. Виноградова РАН, глава подгруппы, заявил, что важно приблизить изучение русского языка к потребностям реальной жизни. По его мнению, нужно изучать язык не только на примере классических литературных произведений, но и в качестве инструмента для написания отчетов, пояснительных записок и резюме. Школьникам нужно донести понимание того, что знание русского языка пригодится им в карьере, указал Молдован.
Также ученый считает необходимым обучение школьников навыкам не только письменной, но и устной речи. На данный момент в школах практически не изучают особенности построения публичных выступлений, отметил Александр Молдован. Кроме того, по его мнению, школьникам будет интересно изучать навыки разговорной речи - сленг. А в рамках преподавания он предложил использовать иностранные слова, чтобы ребенок мог сравнить их с русскими.
Избавиться от изъезженных трактовок литературных произведений призвал руководитель другой подгруппы - Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея. Также на заседании прозвучало предложение распространить действие концепции на детсады и вузы. Замминистра образования Наталья Третьяк поддержала инициативу относительно дошкольного образования, однако про вузы думать пока рано, заявила она.
Также Третьяк отметила, что концепция может повлиять на корректировку ФГОСов по данным дисциплинам.