Блоггинг: хобби, подработка или источник основного заработка?
Опубликовано 05 октября 2023Блоггинг, или ведение онлайн-дневника в сети Интернет, зародился еще в 90-х годах прошлого века. Первопроходцами в этой сфере стали энтузиасты, которые создавали собственные веб-сайты и делились на них своими мыслями, идеями и рассказами из жизни. Это было по-настоящему увлекательное хобби для людей, одержимых новыми технологиями.
По-настоящему массовым блоггинг стал в начале 2000-х годов с появлением специализированных платформ, таких как Живой Журнал и Blogger. Эти ресурсы сделали ведение онлайн-дневников доступным для широкого круга пользователей. Не нужно было иметь навыки программирования и веб-дизайна, чтобы завести свой блог. Достаточно было пройти простую регистрацию и можно было сразу приступать к наполнению контентом.
Со временем вокруг наиболее популярных и интересных блогеров стала формироваться аудитория постоянных читателей. Для многих блоггинг постепенно перерос из хобби в нечто большее. Лидеры мнений в определенных нишах смогли монетизировать свою деятельность за счет размещения рекламы, продажи товаров и услуг.
Настоящий бум блоггинг пережил во второй половине 2000-х годов с приходом социальных сетей вроде Facebook, ВКонтакте, Instagram, YouTube. Эти платформы не только предоставили новые каналы для ведения блогов, но и внедрили высокоэффективные инструменты монетизации. За счет просмотров, лайков, репостов и комментариев можно было получать реальный доход.
В 2010-е годы в сети появляются блогеры-миллионеры, чей основной заработок исчисляется семизначными суммами. Самые популярные и влиятельные блогеры превращаются в настоящих медийных персон и звезд, сопоставимых по узнаваемости с эстрадными исполнителями и актерами. Их мнение и рекомендации ценят миллионы подписчиков.
Однако в 2022 году ситуация кардинально изменилась для российских блогеров. После введения санкций против России крупнейшие зарубежные интернет-платформы запретили монетизацию контента для пользователей из нашей страны. Фактически тысячи блогеров, для которых это был основной источник дохода, лишились средств к существованию.
Это вынудило большинство перейти на российские площадки вроде ВКонтакте и Яндекс Дзен. Несмотря на все сложности переходного периода, отечественные ресурсы быстро адаптировались под новую ситуацию и предоставили необходимый функционал как для начинающих, так и для профессиональных блогеров.
Яндекс Дзен, например, имеет удобный конструктор для создания блогов «с нуля» и их дальнейшего продвижения. Также были решены вопросы заработка на Дзене, которые в первую очередь волновали профессиональных блоггеров. Есть возможности по монетизации контента: подключение рекламных сервисов, продажа товаров и услуг напрямую читателям. Блогеры могут получать доход от подписок пользователей.
Аналогичные механизмы реализованы и в социальной сети ВКонтакте, которая также позиционирует себя как платформа для ведения блогов. Здесь можно с легкостью создать публичную страницу, выкладывать посты с текстами, фото и видео, общаться с подписчиками, настраивать монетизацию.
Таким образом, несмотря на все геополитические коллизии последнего времени, блоггинг в России не только выжил, но и продолжает активно развиваться. Как и прежде, для кого-то это увлечение и хобби, для кого-то - способ подработки, а для опытных профессионалов - полноценный бизнес и источник основного дохода.
Главное, что теперь есть отечественные площадки с достойным функционалом и инструментами монетизации. Это позволяет блогерам из России и стран СНГ выстраивать свою деятельность, опираясь на местную аудиторию в десятки миллионов человек.
На самом деле блоггинг - это целая индустрия со своей экосистемой. Это не только сами блогеры, но и компании, предоставляющие им технические решения, сервисы продвижения, аналитики и так далее. Можно с уверенностью сказать, что все эти годы блоггинг неуклонно набирал обороты, превратившись в мощную силу, влияющую на общество и экономику. И в ближайшие годы эта тенденция сохранится, невзирая на любые внешние вызовы.