Протоиерей Всеволод Чаплин: Русская православная церковь не будет писать унифицированные учебники
Опубликовано 13 ноября 2015Комментируя предложение об унификации учебников, которое прозвучало в ходе проведения Всемирного русского народного собора, Всеволод Чаплин, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, заявил, что РПЦ не имеет намерения заниматься написанием учебников по истории и литературе. Однако, он отметил, что в дискуссию относительно единства и вариативности методической литературы нужно включиться.
Кроме того, клирик высказал мнение в ответ на вопрос о возможности Собора обратиться с просьбой об унификации учебников в Министерство образования. По его словам, Всемирный русский народный собор вполне может выработать документ о единстве образовательного пространства и направить его в ведомство. Вместе с тем Чаплин отметил, что нельзя сводить унификацию к тотальному единообразию. Он считает, что скатываться в крайности - тотальная вариативность или тотальная идеологическая унификация - не приемлемо. Необходимо выслушать мнения сторонников обоих принципов и только потом принимать решение, избегая крайностей, уверен протоиерей.
Однако Всеволод Чаплин считает вполне естественным участие религиозных деятелей в экспертизе школьных учебников, предложение о чем ранее высказала депутат Ирина Яровая. По его словам, религиозные общины представляют мнение народа о нравственных и ценностных ориентирах, а также в вопросах образования. Поэтому, не меньше чем научное, педагогическое сообщество или любая другая общественная группа, они имеют право участвовать в обсуждении идейного и нравственного содержания учебников.
О том, кто мог бы войти в состав экспертного совета РПЦ по данному вопросу, пока что «сказать сложно», отметил клирик. Многое будет зависеть от наличия компетентности в этой сфере и от решения святейшего патриарха.
Предложение об унификации учебников по истории и литературе содержится в итоговом Соборном слове Всемирного русского народного собора, который состоялся на днях в 19-й раз. В документе отмечается, что важным фактором суверенитета государства является единое образовательное пространство, которого в гуманитарной сфере на данный момент не существует. По мнению авторов итогового слова, восстановление единого образовательного пространства сегодня является задачей первостепенной важности. А достичь данной цели невозможно до тех пор, пока школьники учатся по разным учебникам, которые порой отражают совершенно противоположные трактовки литературных произведений и исторических событий.
В ВРНС уверены, что разнообразие учебных методик не должно стать проблемой в достижении главной цели образования - воспитании будущего патриота и гражданина.