Дан старт НИКО по истории и обществознанию
Опубликовано 15 апреля 2016Ожидается, что около 50 тыс. школьников из 51 региона России примут участие в НИКО по истории и обществознанию, которое проходит в эти дни для учащихся 6 и 8 классов.
Национальное исследование качества образования по истории предусматривает проверку знаний процессов и событий истории России и всего мира, а также оценивание способности школьников их анализировать, использовать для оценки общественных явлений, сопоставлять. Кроме того, учащиеся должны уметь оценивать информацию, которая содержится в различных учебниках и источниках информации.
Что касается исследования по обществознанию, то оно направлено на проверку освоения школьниками норм общественного поведения, социальных норм, принципов жизни общества, навыков применения общеповеденческих знаний для решения конкретных проблем в социальных отношениях и т.д.
В предложенных школьникам проверочных работах содержится 8-9 заданий, которые им нужно решить за 45 минут. Кроме того, дополнительно выделяется 10 минут для заполнения анкеты. Отметим, что все исследования являются анонимными, то есть не привязываются к конкретному школьнику. В каждой аудитории в ходе написания работы присутствует независимый наблюдатель и организатор. Написанные работы отправляются для проверки в отсканированном виде, при этом оценивание проводится через интернет, в удаленном режиме.
Об особенностях НИКО организаторы и разработчики рассказали в первый день мероприятия на площадке одной из московских школ, которая приняла участие в исследовании. По словам Евгения Семченко, начальника управления Рособрнадзора, НИКО входит в единую систему оценки качества образования в стране. Итоги этого исследования будут использованы для того, чтобы корректировать учебные программы, совершенствовать методику повышения квалификации учителей. Он подчеркнул, что исследование не имеет целью оценить отдельных школьников или учебные заведения. Результаты будут использованы для оценивания общей ситуации в системе образования России и ее отдельных регионах.
Ольга Котова, возглавившая группу разработчиков заданий для НИКО, отметила, что история и обществознание были выбраны по той причине, что они служат социализации детей, их идентификации себя как граждан РФ. Она указала, что по результатам обучения нужно узнать, насколько ребенок осведомлен об истории своего города, области или страны, как он вписан в систему социальных отношений, насколько хорошо ориентируется в информационно-культурной среде.
О том, что вопросы для НИКО подобраны несложные и проблем с их решением у школьников быть не должно, рассказал Денис Номин-Филов, зампредседателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания. По его словам, эти задания позволят оценить не только уровень полученных в школе знаний, но и уровень личностного развития ребенка. При этом они полностью соответствуют историко-культурному стандарту.
Итоги НИКО будут проанализированы до июня 2016 года.