Депутатам предлагают отменить ОГЭ
Опубликовано 15 января 2021Отменить обязательный ОГЭ для школьников предлагает зампред думского комитета по образованию и науке Максим Зайцев. О разработке соответствующего законопроекта он рассказал «Известиям». По словам зампреда, внести на рассмотрение парламентариев такой документ планируется в марте-апреле 2021 года.
Максим Зайцев рассказал, что на первом этапе может идти речь о том, чтобы оставить обязательный ОГЭ для девятиклассников, которые намерены поступать в ссузы на конкурсной основе после девятого класса. Однако в перспективе предлагается полностью отменить ОГЭ. При этом следующим шагом может стать и отказ от ЕГЭ, считает депутат. По его мнению, эти экзамены стандартизированы и не дают возможности оценить реальных знаний школьников.
Инициатива нашла поддержку и в Национальном родительском комитете. Глава организации Ирина Волынец отметила, что ОГЭ и ЕГЭ дискредитировали себя за время своего существования. По ее словам, в комитете уже пять лет борются за отмену этих экзаменов, ведь подготовка к ним не равняется глубоким системным знаниями по предмету. Ирина Волынец также добавила, что есть информация о том, что в Москве в этом году предлагают убрать из базового ЕГЭ сочинение, что является нарушением принципа равных условий.
Школьники должны иметь возможность выбирать, считает зампред думского комитета по науке и образованию Олег Смолин. По его мнению, ОГЭ должен идти по пути ЕГЭ. Вместе с тем, он отметил, что стандартизация негативно сказывается на качестве образования. В рамках подготовки к экзаменам школьники занимаются только теми дисциплинами, которые будут на испытаниях. При этом сама подготовка скорее является дрессировкой, а не глубоким изучением предмета, отметил Смолин.
В свою очередь, академик РАО Виктор Болотов считает, что ГИА должна обеспечивать эквивалентность аттестатов и процедур экзаменов. Однако до появления ОГЭ с этим возникали сложности, аттестаты не были показательными. Он считает, что отмена ОГЭ в условиях пандемии является вынужденной мерой, но ее не следует применять и в привычных условиях.
Максим Зайцев заявил, что пока что альтернатив ОГЭ нет, их нужно разработать с учетом зарубежных практик и собственного опыта. О том, что в отмене ОГЭ есть плюсы и минусы. Заявила также профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Рособрнадзор, со своей стороны, считает нецелесообразным отмену ОГЭ. В ведомстве полагают, что это может привести к снижению результатов обучения. Экзамены позволяют показать достижения школьников и их результаты существенно влияют на аттестат и формирование профильных классов. Также экзамены являются дополнительной мотивацией для школьников. Опыт проведения ОГЭ показал его объективность, подчеркнули в федеральной службе. Представители Рособрнадзора также уверены в том, что инициатива об отмене ОГЭ не найдет поддержки среди учащихся и профессионального сообщества.