Эксперты отметили положительную динамику приема студентов на педагогические специальности
Опубликовано 16 июля 2017В новом выпуске сборника «Факты образования» эксперты НИУ ВШЭ проанализировали общие тенденции в высшем педагогическом образовании. По итогам проведенного исследования, они заявили, что в течение последних четырех лет динамика приема студентов на педагогические направления подготовки остается положительной. Так, если в 2013 году на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры в общем было принято около 102,1 тыс. человек, то в 2016 году - уже почти 114,1 тыс. человек.
По информации пресс-центра НИУ ВШЭ, рост показателей, в основном, связан с увеличением приема в магистратуру. Объем набора в бакалавриат, отметили эксперты, остается достаточно стабильным. В 2016 году на программы бакалавриата и специалитета было принято около 90 тыс. человек, что более чем на 1 тыс. меньше, чем в 2013 году. В то же время в магистратуру в прошлом году набрано 24 тыс. учащихся, что более чем в два раза превышает результат 2013 года.
В ходе анализа ситуации эксперты ВШЭ выявили, что контрольные цифры приема на разные уровни подготовки педагогических кадров изменились. Так, для программ бакалавриата контрольные цифры приема Минобрнауки вообще не изменяло с 2014 года, поэтому в 2017 году они так и остались на уровне 44 тыс. человек. В то же время для магистратуры контрольные цифры приема выросли до 38 тыс. человек в этом году, то есть практически в пять раз с 2014 года. При этом примерно одинаковыми остаются доли набора на очные и заочные программы. По словам экспертов, это в целом соответствует общему соотношению учащихся разных форм обучения в стране. Однако они акцентируют внимание на необходимости учета специфики траектории перехода между разными уровнями образования, а также возможность изменения специализации.
Что касается внебюджетного приема, то более значительным его доля остается на заочных программах подготовки. При этом в 2016 году наблюдается ее некоторое снижение в сравнении с 2013 годом - до уровня 58%. Несмотря на то, что среди учащихся на платных отделениях очные направления подготовки не так популярны, здесь доля приема заметно выросла с 2013 года - с 19% до 31% в прошлом году.
В своем исследовании эксперты также коснулись такого показателя, как динамика выпускников. По итогам анализа, ежегодный выпуск студентов составляет около 100 тыс. человек. Сравнивая же показатели выпуска с десятилетним разрывом, эксперты пришли к выводу о существенном снижении их в абсолютных цифрах. К 2015/2016 учебному году снижение произошло на 30 тыс. человек, при этом минимальное число выпускников зафиксировано в 2012 году - 97 тыс. человек. По мнению представителей ВШЭ, данная тенденция соответствует демографическим изменениям.
Кроме того, эксперты зафиксировали снижение доли молодых учителей в общеобразовательных организациях. В результате наблюдается незначительный рост среднего возраста педагогов в школах.
Подытоживая результаты исследования, эксперты пришли к выводу о том, что предвидится изменение структуры педагогических кадров в пользу роста магистерского образования.