Дистанционные образовательные технологии трансформируют труд преподавателя
Опубликовано 13 февраля 2014Современные информационные технологии кардинально меняют не только тенденции развития рынка, но и систему образования. Так, ещё семь лет назад никто и не мог себе представить, что преподаватель будет рассказывать свои лекции не в привычной аудитории, а виртуальной.
Теперь же – более 40% российских вузов предлагает своим абитуриентом такую форму обучения как «дистанционная». Самое главное, что спрос на такое образование растет с каждым годом. Это объясняется гибким графиком учёбы, доступной стоимостью и просто удобством. Однако, удивительно не это, а то, что даже преподаватели пожилого возраста, которые, казалось бы, не имею ничего общего с компьютерными и сетевыми технологиями, проявляют большой интерес к преподаванию виртуальной аудитории.
Что же привлекает педагогов в дистанционной форме работе? Для ответа на данный вопрос воспользуемся результатами опросов вузовских работников на портале Exrabota, где опубликованы комментарии и отзывы сотрудников о более чем 40 тысячах работодателях.
Так, согласно данным сайта «Экс работа», основными преимуществами работы в вузах, где основной процесс обучения проходит в дистанционной форме, являются гибкий график работы преподавателей и хорошая оплата труда.
Крупный британский журнал The Economist решил сопоставить размер зарплаты преподавателей разных стран мира. Однако сделал он это не в привычной для всех форме. А именно, работники издания посчитали, сколько бигмаков в день может покупать преподаватель в той или иной стране, учитывая, что его цена везде приблизительно одинаковая.
Согласно данным об официальной зарплате, получилось, что преподаватель американского вуза в среднем может позволить купить на свою зарплату 1500 фирменных бутербродов, в то время как его российский коллега – 700. Следовательно, отечественным преподавателям есть куда стремиться и дистанционное обучение – хороший способ повышения эффективности учебного процесса. Проведение вебинаров и запись видео-лекций позволяют студентам и преподавателям контактировать в любое удобное время, что положительно сказывается на качестве преподавания. Если у студентов возникают какие-либо вопросы в ходе самостоятельных занятий, они всегда могут задать интересующий вопрос или попросить разъяснить определенные моменты лекции подробнее у преподавателя посредством форума или чата.
Заработная платы у преподавателей, которые активно используют дистанционные технологии, в расчете на общую аудиторную нагрузку значительно выше, чем в обычном вузе. Снижение аудиторной нагрузки без потери дохода позволяет преподавателю уделять больше внимания научной и практической работе. Экономическое состояние учебных заведений, широко практикующих дистанционное обучение, гораздо стабильнее, так как вуз не несет многих материальных расходов, как при традиционном учебном процессе. Это позволяет руководству подобных учебных заведений привлекать к работе высококвалифицированных преподавателей и не скупиться на их зарплате. Ведь, качественные показатели работы вуза зависят, в первую очередь, от усилий преподавательского состава, для которого основным мотивирующим фактором является достойная оплата их труда.
Так, согласно рейтингу портала exrabota.com одним из самым популярных вузов в области дистанционных форм обучения является институт УНИК, который один из первых в России начал внедрять e-learning. За последние десяти лет выпускниками вуза стали несколько тысяч студентов из 165 городов России, стран дальнего зарубежья и СНГ. Институт предлагает абитуриентам получить гуманитарное образование, по таким направлениям как журналистика, иностранный язык, культурология, психология и дизайн.
Особенностью данного учебного заведения является уникальная программа «Уник мама». Участие в программе позволяет молодым мамам, которые находясь в декретном отпуске, параллельно проходить обучение в вузе. Педагогический состав УНИКа формируется не только за счет штатных преподавателей, но и с привлечением лучших педагогов известных московских вузов: РРГУ, МГИМО, ВШЭ, МИРБИС и других.