Для обучения русскому языку детей-мигрантов и переселенцев Минобрнауки создаст специальные учебники
Опубликовано 11 октября 2014В течение года Минобрнауки РФ планирует апробировать концепцию по созданию специальных учебно-методических комплексов, по которым детей-мигрантов и переселенцев с 1 по 6 классы будут обучаться русскому языку и литературному чтению. Подобная инициатива ведомства имеет целью создание концептуальной модели учебников, которые могли бы с успехом использоваться для обучения детей, для которых русский язык не является родным. При создании учебников будут учитываться языковые особенности и национальные культуры учащихся.
Пилотные площадки для определения необходимости создания конкретных учебников будут созданы на базе 17 субъектов Российской Федерации, в том числе и Крыма. После прохождения апробации, а также общественной, научной и педагогической экспертизы, будет составлен финальный список учебников. Минобрнауки считает, что на эти мероприятия из федерального бюджета необходимо будет выделить около 5-7 млн. рублей.
Инициатива Министерства образования в большей мере относится к многонациональным школам, или учебным заведениям, имеющим такие классы. В этих образовательных учреждениях нерусскоязычные дети обучаются в одних классах с русскоязычными. При этом они поступают в учебное заведение, как в младшие, так и в старшие классы, без предварительной языковой подготовки. В дальнейшем учитель самостоятельно формирует для ученика индивидуальную программу языковой подготовки, в зависимости от уровня его знаний.
В Минобрнауки считают, что сегодня обучение русскому языку должно основываться на двуязычии и бикультурности. При этом должны использоваться такие варианты обучения, как задания по обучению речи на основе текста, упражнения продуктивно-творческого характера, задания на произношение и усвоение смысла слов, построение диалога и т.д. Обучение представителей других культур с иной ментальностью должно опираться на знания конкретных национальных языков и культур, отмечают в ведомстве.
Созданные учебники будут использованы преимущественно для обучения детей из стран СНГ. Согласно данным Федеральной миграционной службы, на начало сентября этого года в России пребывало около 1 миллиона иностранных граждан в возрасте до 17 лет, в основном это выходцы из Казахстана, Украины, Азербайджана, Белоруссии, Армении, Узбекистана, Киргизии.
В то же время, специалисты отмечают, что подобные учебники уже издавались ранее, однако в условиях сокращения федерального списка учебников, инициированного Минобрнауки, они попросту перестали выпускаться.
Так, Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО, указал, что проекты подобных учебно-методических комплексов предлагались на рассмотрение Министерства образования около 5 последних лет. Сегодня ведомство решило возобновить работу в этом направлении, что, по словам Рыжакова, является крайне необходимым. Также он отмечает важность вопроса переподготовки педагогических кадров согласно требованиям этих комплексов. Однако, кто именно будет занимать подготовкой педагогов, станет известно только по итогам публичных конкурсов Минобрнауки.