Для старшеклассников введут уроки бюджетной грамотности
Опубликовано 26 июня 2017В ходе конференции о развитии бюджетной грамотности, состоявшейся в рамках проекта Всемирного банка и Минфина РФ, стало известно о планах по введению в старших классах российских школ уроков бюджетной грамотности. Однако каждая школа будет самостоятельно решать, вводить ли курс, и в какой форме. Для того, чтобы обеспечить возможность введения таких уроков всем школам, федеральные ведомства внесут в законодательство соответствующие изменения. Также есть вероятность, что сокращенный курс бюджетной грамотности введут и в средних специальных учебных заведениях.
Отметим, что в разных формах элементы курса бюджетной грамотности сегодня включены в образовательные программы более 30 стран мира, в том числе, Германии, США, Франции и т.д. Под бюджетной грамотностью во Всемирном банке понимают умение читать и осмысливать бюджеты с тем, чтобы население могло принимать участие в их составлении. Так, Сергей Романов, глава департамента бюджетной методологии и финотчетности в госсектор при Министерстве финансов, заявил, что вопросы, связанные с населением, решаются на уровне муниципальных и региональных бюджетов.
Отметим, что в России недавно закончился эксперимент по внедрению в школьную программу ряда регионов курса бюджетной грамотности. В нем приняли участие Пермский край, Башкирия и Алтайский край. В целом, участниками проекта стало более 1 тыс. школьников из 31 учебного заведения. Общая длительность программы, включающей базовой или углубленный вариант, - 36 часов. Для прохождения курса при поддержке Минфина подготовлено методическое пособие для учителей, рабочая тетрадь для учащихся и пособие для родителей.
По итогам реализации пилотного проекта школьники продемонстрировали достаточно высокую успеваемость. К примеру, учащиеся Башкирии набрали 23,25 балла из 26 возможных. Пермский край, в свою очередь, продемонстрировал высшие результаты по углубленной программе, набрав из 42 возможных 28,05 балла.
Пилотная программа курса рассчитана на изучение всех уровней бюджетной системы. При этом объясняют школьникам ее составляющие на примере понятных им муниципальных и государственных услуг на уровне их населенного пункта. Курс уже полностью готов к включению в школьную программу, а подготовленные в его рамках учебные материалы высоко оценены как педагогами, так и родителями. Единственное, что осталось сделать - это включить его в качестве программы допобразования в реестр примерных основных общеобразовательных программ Минобрнауки. При этом Романов заявил, что педагоги, при необходимости, смогут пройти курс повышения квалификации. Вместе с тем, освоить материалы они смогут и самостоятельно.
Минфин ожидает, что программа должна принести большой социальный и экономический эффект.