Домашние задания школьникам или второе общее образование родителей
Опубликовано 27 сентября 2023Каждый день миллионы российских школьников, вернувшись из школы, садятся за выполнение домашних заданий. Объем этих заданий порой настолько велик, что на их выполнение уходит большая часть вечера, а то и вовсе весь вечер. Родители, стремясь обеспечить успешное обучение своего ребенка, также вовлекаются в этот процесс. Но справедливо ли такая нагрузка для детей? Не лишают ли мы их детства, отдыха и развития увлечений? И не превращается ли выполнение школьных заданий во второе общее образование для родителей?
Объем домашних заданий в российских школах действительно велик. Согласно СанПиН, в 1–2 классах он не должен превышать 1 часа, в 3–4 классах – 1,5 часа, в 5–6 классах – 2 часа, в 7–11 классах - до 3 часов. Однако на практике задают гораздо больше. Родители жалуются, что даже в начальной школе на домашнее задание уходит 2–3 часа каждый день. А в старших классах и вовсе 5–6 часов. При таких объемах у ребенка практически не остается свободного времени.
Действительно, избыточные домашние задания нарушают право ребенка на отдых и развитие. Ведь помимо школьных заданий, ему нужно гулять, общаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством. Навязчивое выполнение уроков подрывает мотивацию к учебе, приводит к переутомлению и стрессу. А главное – лишает радости детства, ведь это самая беззаботная пора в жизни человека.
Чем же руководствуются учителя, задавая чрезмерные домашние задания? Во-первых, они пытаются таким образом реализовать огромные объемы школьной программы. Ведь ее содержание постоянно увеличивается, а часов на изучение не хватает. Во-вторых, многие педагоги считают, что регулярные тренировки и повторение материала дома нужны для его лучшего усвоения.
Однако давно доказано: ребенок усваивает материал в процессе его изучения на уроке, а не многократного повторения дома. А систематические перегрузки притупляют интерес к учебе и снижают ее эффективность. Поэтому разумнее было бы сократить объем заданий на дом и оставить лишь то, что действительно способствует закреплению пройденного.
Как же быть родителям в сложившейся ситуации? Многие из них вынуждены ежедневно контролировать выполнение заданий ребенком, а зачастую – и самим вникать в содержание этих заданий. По сути, родители получают второе общее образование вместе с детьми. И это тоже неправильно, ведь ребенок должен выполнять задания самостоятельно, а родители – лишь при необходимости помочь разобраться в материале.
Избыточные домашние задания породили целую индустрию готовых решений. В продаже можно найти тетради с выполненными заданиями по всем предметам. Распространены интернет-ресурсы, где публикуются ГДЗ. С их помощью дети могут списывать решения, экономя время, а родители – проверять правильность. Но такой подход в корне неверен: если ребенок не будет выполнять задания сам, его знания останутся поверхностными.
Таким образом, проблема избыточных домашних заданий сегодня стоит очень остро. Необходимо решать ее комплексно, возможно, даже на государственном уровне. В первую очередь, следует оптимизировать школьную программу, оставив только действительно необходимый для усвоения объем знаний. А домашние задания должны стать разумным дополнением к урокам, а не превращаться в их продолжение дома. Тогда дети смогут полноценно отдыхать, развиваться и радоваться жизни.