Двухуровневая система образования: зачем нужны вузам единые правила организации учебного процесса
Опубликовано 19 августа 2013Словарный запас современного человека просто изобилует такими техническими терминами как нано технологии, компьютеризация, автоматизация и оптимизация процессов. Действительно технологический прорыв последних десятилетий привел к бурному всплеску промышленного развития. Естественным становится и тот факт, что для участия во всех этих процессах необходима специальная подготовка, точнее - специализированное обучение.
Помимо технологических прорывов на территории европейских стран полным ходом шло стирание границ и создание "единой семьи". На фоне этих процессов, с первого вида вроде бы и не связанных между собой, родилась общая проблема - разница в системах обучения различных государств. Эти различия не просто мешали объединению государств, они создавали проблемы для подтверждения уровня образования специалистам других стран. Уровни довузовской подготовки молодежи были различными, что тоже доставляло трудности.
Именно эти процессы повлияли на создание единых требований к учебному процессу и уровням профессиональной подготовки. Так в 1998 году во Франции в Сорбоне был подписан документ, давший "старт" унификации процесса обучения. Сегодня практически все европейские государства, Россия - в том числе, являются участниками этого процесса, получившего имя Болонский. Требования проводимой унификации следующие:
- Единые стандарты сертификации, единый образец документов (приложение к диплому);
- Двухуровневая система образования (касается высшего образования), две степени образования - бакалавр и магистр;
- Применение единой системы зачетов (так называемые кредитные единицы трудоемкости учебных дисциплин ECTS);
- Возможность аккредитации независимых учреждений с целью контроля соответствия учебных заведений европейским стандартам образования.
За прошедшие с момента создания Болонской системы годы эта система обучения достигла значительных успехов, очень упростив миграционные процессы для студентов и преподавательского состава. Сегодня облегчено трудоустройство специалистов, укрепляются научные связи и развитие науки в целом.
Ко всему прочему следует отметить, что унификация и стандартизация, ни в коем случае не означает навязывание "чуждых" принципов и стандартов. Требования к учебному процессу и системе обучения, предлагаемые Болонской системой, не накладывают ограничения на право учебных заведений самостоятельно определять количество времени обучения на обоих уровнях и состав учебно-образовательных предметов.
К примеру, учитывая сложность специальностей и высокую их востребованность, руководство учебной организации вправе создать учебную программу, соответствующую требованиям рынка труда. Возросший в последнее время спрос на управленцев широкого профиля, способных не только руководить процессами, но и разбираться в тонкостях экономики региона, требует от руководства институтов модернизировать экономический факультет, делая упор не только на воспитание хороших экономистов, но и на расширение их профессионального потенциала.