ЕГЭ по английскому языку: новые правила сдачи экзамена
Опубликовано 11 апреля 2014Недавно в кулуарах Петербургского международного экономического форума вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что есть планы по вводу обязательной сдачи устной части ЕГЭ по иностранным языкам уже в следующем 2015 году. Она отметила, что Минобрнауки целенаправленно работает над этим вопросом. Единственное, что может помешать таким, можно сказать, амбициозным планам – это очевидная методологическая сложность реализации устной части экзамена.
Сегодня, если изучить структуру ЕГЭ, то можно заметить, что грамматика английского языка в тесте занимает одно из ведущих позиций. В письменных блоках «С1» и «С2» большинство критериев направлены на проверку грамотности письма, а не на анализ содержания.
Ранее глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявлял, что будет проведена масштабная работа по корректировке технологий проведения ЕГЭ и содержания заданий. Реализация будет идти поэтапно: сначала пройдет внедрение устной части ЕГЭ по английскому языку, а затем по другим иностранным языкам.
В сети появились сведения о проекте устной части ЕГЭ, которой предполагается расширить содержание экзамена. Планируется внедрить следующие типы заданий:
- чтение небольшого отрывка текста вслух,
- описание изображения (изображение не представляет трудностей для описания),
- описание изображения с объяснением и интерпретацией (представленное изображение требует пояснений и комментария),
- сравнение двух изображений (представленные изображение имеют схожий сюжет, но с разными обстоятельствами, которые требуется прокомментировать).
Если задания с изображениями уже успели себя хорошо зарекомендовать в серии кембриджских экзаменов по английскому языку (Speaking), то вот задание на чтение иностранного текста вслух вызывает у многих педагогов недоумение.
Единственное, что позволит выявить чтение вслух это умеют ли ученики читать по правилам, но подобная проверка не соответствует уровню ЕГЭ. В пользу данного довода приводится ряд причин:
1. Интонационное членение зависит от понимания текста, которое уже проверяется в разделе "Чтение".
2. Умение правильно произносить слова уже проверяется в остальных заданиях устной части, где можно снижать баллы за ошибки в произношении.
3. Отсутствие нормативно закрепленного требования обучать конкретному (британскому) варианту английского языка. Например, аудиоматериалы ЕГЭ часто содержат американское произношение. В подобной ситуации, становится не ясно, что будет считаться правильным прочтением текста?
Несмотря на данные методические противоречия, осенью в ряде российских школ учащиеся десятых классов сдавали в тестовом режиме устный ЕГЭ по английскому языку. В ходе апробации стало известно, что Робрнадзор тестирует формат, когда устную часть ЕГЭ принимает у школьников компьютер, что исключает человеческий фактор при сдаче экзамена.
Как стало известно порталу VEDU.RU, Рособрнадзор положительно оценил прохождение экзамена, что укрепило планы по вводу устной части ЕГЭ по английскому в 2015 году.
Подготовиться к устной части ЕГЭ сложнее, чем к обычному тестированию – нужна продолжительная грамотно выстроенная разговорная практика. Поэтому для получения высоких результатов, выпускникам необходимо заранее и обстоятельно готовиться к экзамену.
Отметим, что нынешние ученики одиннадцатых классов не будут сдавать устную часть ЕГЭ по английскому языку. В случае одобрения нового формата экзамена, он будет введен к лету 2015 году, и распространится на нынешних десятиклассников.