Экологическое образование: насколько оно актуально?
Опубликовано 26 января 2021Угроза климатических изменений, а также восстановление экономики после пандемии коронавируса, стали одними из основных тем обсуждения на Всемирном экономическом форуме в Давосе – 2021. В этом году это крупнейшее мероприятие проходит в онлайн-режиме. Напомним, что ранее организаторы сообщали о его переносе на лето 2021 года из-за сложной эпидемиологической ситуации.
Актуальные экологические риски
В ходе обсуждения спикеры обратили внимание на то, что пандемия ярко высветила экологические риски и обострила их. Угроза изменения климата также стала как никогда серьезной, о чем свидетельствуют участившиеся ураганы, засухи, распространение инфекционных болезней и продовольственный кризис. Экологические проблемы регулярно освещаются в мировых и отечественных СМИ. Так, более четкую картину можно получить, к примеру, изучив последние новости Казахстана на Капитале. Поэтому участники форума утверждают, что меры нужно предпринимать уже сегодня, иначе может быть поздно. Тем более, что текущий год эксперты называют критическим для борьбы с климатическими изменениями.
Необходимой является разработка специального плана борьбы с климатическим кризисом. Весомую роль в нем может сыграть декарбонизация ключевых объектов тяжелой промышленности, утверждают спикеры. Кроме того, они акцентируют внимание на необходимости роста инвестиций в реализацию климатических целей, а также важность поддержки развивающихся государств в этой сфере. Актуальную информацию по данной теме и другим вопросам экологии можно получить, следя за новостной лентой портала kapital.kz.
Экологическое образование в России и мире
Важной компетенцией современного человека становится экологическая грамотность, ответственное отношение к окружающему миру. И прививать эти компетенции нужно с малого возраста, ведь сегодня проблемы в сфере экологии приобрели огромные масштабы. Исправить ситуацию, преодолеть экологический кризис можно только, обладая глубоким пониманием законов природы, высоким уровнем эколого-нравственной культуры. Важнейшей задачей воспитания становится формирование экологического сознания, и она должна охватить все возрастные группы.
В учебных программах разных стран эта задача реализуется по-разному. Так, в Австралии тема устойчивого развития поднимается в рамках многих дисциплин – от естественных наук до искусства. Взаимодействие школы и местного сообщества стало краеугольным камнем экологического образования в Шотландии. При этом часть занятий здесь организуется в непосредственном контакте с природой. Экологическое образование также стало частью учебных программ в школах Канады, Финляндии, Индии и др. В России пока что нет единого подхода к формированию экологического сознания у подрастающего поколения. Ряд экспертов выступают за отдельный предмет в школах, другие же предлагают интегрировать ее элементы в школьную программу.
Отметим, что экологическое образование актуально не только для школьников, а также и на всем протяжении образовательной траектории ребенка, начиная с дошкольного периода.