Экспертизы, через которые будут пропускаться учебники, могут создать много проблем
Опубликовано 13 ноября 2013Сегодня в школах используют учебники, которые входят еще в старый перечень. Среди них есть и такие, которые только допущены для использования в школах, но не снабжены статусом: «рекомендовано».
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ № 1047 от 5 сентября 2013 года, новый порядок формирования учебников введен с 12 ноября 2013 года.
Теперь учебники делятся на 3 группы:
- Для обязательной части программы,
- Для программы, составляемой учебными заведениями,
- Учебники, учитывающие этнокультурные и региональные особенности.
Ранее экспертизой учебников занимались РАН и РАО, и только через них книга могла попасть в школу. Ректор МГУ Виктор Садовничий уверен, что, чем жестче отбор учебников, тем качественнее образование. В этом смысле, он ссылается на опыт дореволюционной России, где «<…>математик Пафнутий Чебышев допускал в школу лишь каждый десятый учебник».
Однако, сегодня, чтобы учебник попал в класс, его должны одобрить в Научно-методическом совете при Минобрнауки, а затем пропустить через 5 экспертиз: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную.
Разумеется, есть надежда, что в учебнике третьего класса не будет разного рода не сообразующейся с возрастом информации, вроде среднегодовой нормы осадков. Однако, некоторые эксперты очень критично относятся к порядку одобрения учебников. Так, например, научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова, автор учебников по русскому языку Наталья Нечаева отмечает, что заочная форма экспертиз подходит однобоко; автор не приглашается к обсуждению учебника, который может быть просто отвергнут. В результате, активная работа с автором не ведется, и это очень сильно бьет по самой процедуре, и по результату. Людмила Петерсон, доктор педагогических наук, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», автор учебников математики замечает, что, если учесть требование, прописанное в Приказе Минобрнауки, согласно которому в учебнике отсутствуют опечатки, то почти все учебники, даже прошедшие с десяток переизданий, можно снимать с программы. Невозможно исключить человеческий фактор, в любой линейке учебников есть хотя бы одна опечатка.
Помимо данных проблем, есть, конечно, и более положительные сдвиги, но касаются они в области написания учебников. Так, например, новый учебник по Основам безопасности жизнедеятельности, за который взялось МЧС, заказан известному поэту Григорию Остеру. Опыт у Остера довольно внушительный, и ему известно, как в игровой форме привить детям основные навыки. Им были написано: «Ненаглядное пособие по математике», которое вошло в перечень рекомендованных Министерством образования и науки.
Проблем с новым порядком утверждения перечня, как видно, достаточно. И вряд ли они этим списком исчерпаны. После начала самой процедуры вполне могут появиться и другие факторы, мешающие нормальному процессу утверждения учебников.