Эксперты подготовили анализ работ участников ГИА по русскому языку
Опубликовано 29 октября 2018Обнародованы очередные методические рекомендации, подготовленные экспертами из федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по русскому языку. ФИПИ ежегодно проводит анализ работ участников ЕГЭ и публикует рекомендации для педагогов. Краткий обзор рекомендаций уже опубликовал Рособрнадзор 26 октября. Основной целью их разработки является оказание помощи педагогам и выпускникам в деле подготовки к экзаменам. Благодаря проделанному анализу, они смогут узнать, какие задания оказались самыми сложными, на что именно обратить внимание при подготовке к предстоящим испытаниям.
Эксперты отметили, что в целом участники справились с базовым уровнем экзамена по русскому языку успешно. Наиболее сложными оказались задания, которые требуют привлечения теоретических сведений, в том числе, правил правописания. Разработчики КИМ ЕГЭ указывают, что из-за неверного определения части речи выпускники ошибаются в использовании конкретного правила и пишут слова неверно. Для верного выполнения задания по орфографии требуется сначала определить, какой именно частью речи являются приведенные слова, их лексическое и грамматическое значения, структуру слова.
В свою очередь, в ходе выполнения заданий по пунктуации нужно провести синтаксический анализ предложения. Экзаменуемые должны определить смысловые отношения между частями сложного предложения и их отдельными членами. Эксперты комиссии разработчиков указывают, что особое внимание при изучении курса русского языка должно быть обращено на формирование аналитических умений.
Проанализировав работы участников, представители ФИПИ выявили проблемы с выявлением позиции автора, пониманием текста и выявлением его проблематики. Экзаменуемым трудно понять тексты с неявно выраженной основной мыслью автора, в частности, сарказм, иронию.
Особое значение приобретает умение учащихся анализировать и редактировать свои тексты, что явно и показал ЕГЭ. С черновиком на экзамене не работает около 20% участников. Это свидетельствует о том, что они не могут редактировать собственные тексты. В результате страдает качество написания сочинения.
Аргументируют свое мнение выпускники чаще всего с помощью произведений, изучавшихся в 11 классе. При этом из произведений современной литературы примеры произведений выбирает менее 1% участников экзамена. В связи с этим эксперты призывают педагогов организовать систематические чтения для школьников, пропагандировать семейное чтение.