Эксперты предлагают расширить преподавание ОРКСЭ в школах ряда регионов
Опубликовано 07 ноября 2017Опрошенные ТАСС эксперты выступают за расширение преподавания ОРКСЭ в регионах с большим количеством мусульман. По мнению специалистов, благодаря этому можно будет увеличить количество часов, выделяемых на изучение основ исламской культуры.
Стоит напомнить, что предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» преподается в четвертом классе и с 2012/2013 учебного года является обязательным. В его рамках родители вместе с детьми выбирают один из пяти предложенных модулей: основы ислама, православной культуры, буддизма, иудаизма или светской этики. В 2017 году с предложением расширить преподавание ОРКСЭ на 2-10 классы в Минобрнауки уже обращались представители РПЦ.
В национальных республиках России выступают за расширение преподавания основ ислама в рамках данного предмета. Вместе с тем, на этом пути препятствием является отсутствие учебных пособий и нехватка кадров. Наиболее активно поддерживают преподавание исламского модуля ОРКСЭ в Крыму, на Северном Кавказе, в Татарстане, где традиционно высокий процент мусульманского населения.
Позицию регионов разделяет и главное мусульманское управление России. Так, Рушан Аббясов, зампред Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России, заметил, что РПЦ стремится расширить курс и продвигает его увеличение. Вместе с тем, он высказал опасение, что остальные традиционные религии могут просто не поспеть, так как имеют другие материальные возможности.
Специалисты также отмечают, что внедрить дисциплину с 2 по 10 классы удастся минимум через 5-10 лет. По их мнению, важной проблемой является отсутствие квалифицированных кадров в школах. Так, Аббясов рассказал, что за 70 лет на территории СССР было уничтожено все образовательное пространство, которое готовило религиозные кадры. Исключение составляет только медресе в Бухаре, выпускниками которого и являются сегодняшние муфтии. Свои учебные заведения у мусульман появились только в 1990-х годах.
Также представили исламской религии отмечают, что преподавать в школах основы религии должен нейтральный человек, который имеет богословское или теологическое образование, но не является священнослужителем.
Еще одной проблемой эксперты называют отсутствие методических пособий и учебников по предмету. Поэтому нужно дать время и возможность ученым и специалистам создать необходимую литературу, считает Аббясов. Также он обратил внимание на то, что предмет ОРКСЭ, расширенный на 2-10 классы, должен иметь более культурологический уклон, а не религиозный.