Эксперты РАНХиГС оценили отношение жителей регионов к дополнительным занятиям
Опубликовано 26 августа 2018В новом выпуске Мониторинга эффективности школы «Дополнительное образование школьников (2013-2017 г.г.)» опубликованы результаты исследования Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Эксперты оценили отношение жителей шести регионов страны к дополнительному образованию детей и месту таких занятий в системе образования.
Основной целью исследования стала оценка востребованности дополнительных занятий у родителей школьников, а также их приоритетов в выборе допобразования и необходимых для этого материальных затрат. Итоги опроса продемонстрировали, что семьи считают допобразование важным условием повышения качества образования. В прошлом году дополнительными занятиями было охвачено почти 65% школьников, при этом в сельской и городской местности доля детей, посещающих занятия практически одинакова.
Чаще всего родители отдают предпочтение дополнительным занятиям на базе организаций допобразования. Однако востребованы и занятия в школах, в которых учатся дети. Родители учащихся также пользуются услугами репетиторов. Такие занятия, как правило, наиболее популярны среди учащихся 9-11 классов.
В дополнительное образование своих детей родители готовы вкладывать средства, сообщили исследователи по итогам опроса. Около 40% заявило, что не откажется от дополнительных платных услуг даже в случае ухудшения материального положения. В среднем на допобразование в месяц в прошлом году российские семьи тратили более 2,7 тыс. рублей, то есть, за год цифра достигала 25 тыс. рублей. Бесплатно в 2017 году допобразование получало 34,7% детей.
Наиболее востребованными направлениями дополнительных занятий сегодня являются физкультура и спорт, творческое развитие детей, ликвидация пробелов в знаниях, в том числе, подготовка к ГИА, а также расширение кругозора ребенка. При этом научно-техническое творчество остается практически невостребованным. В последние годы фокус в дополнительном образовании смещается на дополнительную подготовку по школьным предметам. Во многом выбор дополнительных занятий зависит от возраста ребенка, отметили эксперты.
Как свидетельствуют итоги исследования, по мере взросления дети все реже посещают занятия с целью развития кругозора, общей культуры, творческой деятельности. В 9-11 классах родители все чаще выбирают подготовку детей к ГИА по русскому языку, математике, иностранным языкам. Авторы исследования отмечают, что если тенденция сохранится, то улучшение результатов учащихся можно будет объяснять не только повышением качества преподавания, но и усилиями родителей по организации дополнительной подготовки школьников.