Электронное обучение или современная форма получения высшего образования
Опубликовано 17 июля 2013Проблема нехватки времени на обучение известна издавна. Собственно, если мы обратимся к практике ее решения в Советском Союзе, то мы увидим там много рациональных идей, которые сегодня нашли логическое продолжение. Наиболее знакомый нам традиционный подход – это заочная форма обучения. Да, она обладает множеством недостатков, одним из которых, и как многие считают – главным, является низкое качество подготовки специалистов. Причина этого находится на поверхности: во-первых, мало времени уделено работе с преподавателем и, во-вторых, заниженные требования при промежуточном контроле и итоговой аттестации.
Есть ли какая-либо альтернатива традиционному заочному обучению для работающих или просто занятых другими делами людей?
Идеальным выходом для них является электронное обучение.
В отличие от традиционной очной или заочной формы обучения, при которой студент посещает лекции, а затем на практических семинарах отрабатывает определенные навыки, в электронном обучении нет прямого контакта преподавателя с учащимися. Взаимодействие преподавателя и студента осуществляется посредством системы дистанционного обучения, электронной почты, а также очно в рамках онлайн-семинаров. Студенту администрацией вуза предоставляется постоянный доступ к электронным учебным ресурсам и системам самостоятельного контроля знаний. Чтобы получить все необходимые учебные материалы и приступить к обучению студенту требуется наличие компьютера или другого устройства, например планшета или коммуникатора, с доступом к глобальной сети Интернет.
Ряд ведущих российских вузов уже сейчас предлагает своим студентам разновидность электронного обучения - дистанционное обучение, которое, как правило, базируясь на информационно-коммуникационных технологиях, позволяет существенно усовершенствовать традиционную заочную форму.
Дистанционное обучение призвано упростить процесс получения образования для тех, кто живет за тысячи километров от региональных центров, кто не может переехать в другой город, например в Москву, и находиться там долгое время. При этом, где бы не находился студент, качество обучения существенно выше традиционной заочной формы.
Несмотря на то, что процесс дистанционного обучения во многом похож на заочную форму, его главным отличием является то, что студенту не придется тратить время, чтобы приезжать в вуз на обзорные лекции. Для этого проводятся видео-лекции и онлайн-вебинары, которые можно позже посмотреть в записи.
Также не приходится приезжать в вуз для сдачи экзаменационных сессий. Промежуточная аттестация, как правило, проходит в формате автоматизированного тестирования. А вот другие «классической формы аттестации» студента, такие как написание эссе, практикумов, курсовых и дипломных проектов, остаются без изменения.
Процедура защиты выпускной квалификационной работы и итогового государственного экзамена проходит либо на территории вуза, если студент может приехать, либо проходит в ближайшем к месту проживания студента вузовском пункте доступа в режиме телемоста через сеть Интернет.
Как отмечают выпускники – «достоинство электронного обучения еще и в том, что, в отличие от «обычных» студентов, которые вынуждены записать лекции, учащиеся на дистанционном обучении получает лекцию готовую. А самое главное, что студенты «дистанционщики» никогда не опаздывают на лекции и семинары!».
Многие заметили, что в дистанционном общении студента и преподавателя имеется много преимуществ. Студенты могут задавать преподавателю вопросы в любое время, его не надо искать и ждать часами у кафедры. Есть множество технологий, таких как форум, электронная почта, чат, тот же Skype. Общаться со своими студентами преподаватель сможет гораздо чаще и ему для этого даже не надо выходить из дома!
Несомненно, что у электронного и дистанционного обучения большое будущее! Уже сейчас в нашей стране электронное обучение четко определено в новом законе об образовании и все выпускники, которые учились с применением дистанционных образовательных технологий, получает документы государственного образца: диплом и приложение к диплому, где указывается «заочная форма обучения».
Автор: © Sergey Sushkov