Поволжский Образовательный Портал

Эволюция высшего образования в России

Опубликовано 07 сентября 2023

Глава Министерства образования и науки, Валерий Фальков, выступил на совещании, организованном Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, где представил доклад о переходе к новой модели высшего образования. В мероприятии приняли участие ректоры ведущих университетов и представители крупных работодателей под председательством президента РСПП, Александра Шохина.

Фальков

В первой части своего доклада Фальков подробно рассказал о целях и задачах усовершенствования национальной системы высшего образования. Он подчеркнул, что необходимо отказаться от противопоставления специализированных и бакалаврских программ и сосредоточиться на гибкости сроков обучения в рамках базового образования. При этом предоставить университетам возможность определения продолжительности обучения совместно с работодателями. Министр подчеркнул, что задачей является баланс между фундаментальным и практическим образованием и создание гибкого механизма для университетов, чтобы они могли адаптировать программы обучения в соответствии с потребностями рынка труда. Это позволит повысить качество образования.

Фальков также отметил, что существует большой запрос на обновление инженерного образования в условиях быстро меняющейся экономики. Участвующие университеты разрабатывают технические образовательные программы, уделяя внимание как фундаментальным знаниям, так и практическим навыкам.

Согласно указу Президента России Владимира Путина, с 2023 года запущен пилотный проект по апробации новой модели высшего образования. Вместо бакалавриата и специализации предлагается базовое высшее образование с продолжительностью обучения от 4 до 6 лет. Специализированное образование (магистратура, ординатура, ассистентура) представляет собой более глубокую подготовку к конкретной отрасли сроком от 1 до 3 лет. Подготовка научных и научно-педагогических кадров переносится в профессиональное образование — аспирантуру. Пилотный проект реализуется по 113 приоритетным специальностям и направлениям подготовки, таким как математические и естественные науки, инженерное дело, общественные науки, образование и педагогические науки.

Во второй части доклада Фальков обсудил применение университетами механизмов национальной системы квалификаций, подчеркнув важность пересмотра образовательных программ и их соответствия новым квалификационным уровням. Также была выделена необходимость пересмотра профессиональных стандартов и квалификационных требований совместно с Минтрудом России.

Александр Шохин подчеркнул важность повышения эффективности национальной системы квалификаций как связующего механизма между рынком труда и системой высшего образования.

Участники совещания также обсудили возможность использования результатов федерального проекта "Передовые инженерные школы" для актуализации профессиональных стандартов и квалификаций. Опыт создания новых программ инженерной подготовки совместно с высокотехнологичными компаниями и ведущими университетами может стать основой для предложений по корректировке соответствующих стандартов.

Другие матералы рубрики: