Валерий Фальков доложил Президенту о существующих механизмах подготовки инженерных кадров
Опубликовано 06 февраля 2025Валерий Фальков доложил Президенту о существующих механизмах подготовки инженерных кадров и представил предложения по их совершенствованию.
«За последние годы нами реализован ряд стратегических инициатив, которые направлены на повышение качества инженерного образования, на опережающее обеспечение научно-технологического развития страны инженерными кадрами», – сказал глава Минобрнауки.
Сегодня в стране действует 50 передовых инженерных школ, в работу которых вовлечены более 250 высокотехнологичных компаний. Объем софинансирования со стороны партнеров школ – 42 млрд рублей, на 12 млрд больше, чем дает государство. Проект будет масштабирован и усовершенствован под задачи технологического лидерства. На качественные изменения в подготовке инженеров работает программа «Приоритет-2030». Яркий пример – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, который благодаря участию в программе стал крупным научно-технологическим центром, чьи разработки внедряются на стратегических предприятиях.
Последовательно наращивается объем бюджетных мест на инженерные направления. При этом увеличивается и платный прием. По сравнению с 2020 годом совокупный прием на инженерные программы вырос на 21%. В 2024 году доля первокурсников-инженеров в структуре общего приема достигла 41%. В результате масштабной работы растет доверие граждан к перспективам инженерной профессии, включая готовность инвестировать собственные средства в инженерное образование.
В своем докладе Валерий Фальков представил предложения по совершенствованию подготовки кадров:
1) Ключевым шагом станет переход на новую модель высшего образования. Соответствующий пилотный проект реализуется второй год. Вузы вместе с работодателями разрабатывают новый перечень специальностей, отвечающий вызовам технологического лидерства. Планируется перейти к подготовке инженеров с понятной работодателю квалификацией и оптимальными сроками обучения. А магистратура станет способом получения специализированных знаний для тех, кто имеет практический опыт.
2) В механизме планирования и установления КЦП предлагается:
- Переход к финансированию образовательной программы исходя из выделенного количества бюджетных мест без ежегодной корректировки на фактический контингент, с одновременным повышением ответственности за выпуск специалистов необходимого профиля и квалификации.
- Выделять до 70% бюджетных мест вузам, в первую очередь по приоритетным специальностям, без конкурса, на основе средних цифр за последние 3 года. При этом будут учитываться стратегические приоритеты развития отраслей и регионов, качество приема, качество трудоустройства, заработная плата выпускников.
- Еще примерно 25% бюджетных мест по неосновным направлениям выносить на конкурс.
- 5% иметь в резерве, чтобы оперативно и гибко реагировать на меняющийся кадровый спрос.
3) Платный прием необходимо регулировать, нацеливая его на задачи государства. Обновления предусматривают доступность льготного образовательного кредита по ставке 3% только для поступающих на приоритетные специальности, прежде всего инженерные – сегодня более трети кредитов выдается на платное обучение экономистов и юристов. Размер платы за обучение на контрактной основе должен быть не ниже реальных затрат на обучение.