Глава Минобрнауки выступил на форуме «Открытые инновации»
Опубликовано 06 ноября 2015Новые технологии в сфере образования стали предметом обсуждения четвертого дня очередного форума «Открытые инновации». В дискуссии принял участие и глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.
В ходе мероприятия участники обсудили немало вопросов, связанных с образовательной сферой. Так, о том, что министерство образования готовит рекомендации вузам учитывать учащимся сертификаты, которые они получили после прохождения онлайн-курсов, рассказал Александр Страдзе, глава департамента госполитики в сфере высшего образования.
Что касается выступления главы Минобрнауки, то в начале своей речи он отметил, что выступает с консервативных позиций. Дмитрий Ливанов поставил под сомнение тезис о происходящей революции в образовательной сфере. По словам министра, нельзя заставить человека учиться и извлекать пользу из полученной информации, даже если погрузить его в огромную информационную среду. Ливанов указал, что для умственной работы нужная мотивация и понятие смысла учебы. Глава образовательного ведомства считает, что именно в поисках смысла приходит человек в систему образования, и он является для него высшей ценностью.
Также руководитель Минобрнауки указал, что нельзя научиться чему-либо без практики. Смысл университетов, отметил он, в том, чтобы студент занимался практическими задачами, выполняя исследование, делая научный проект. Только в действиях, подчеркнул министр, учащийся может получить необходимые для профессиональной деятельности навыки.
Коснулся Дмитрий Ливанов и темы индивидуализации образования. По его мнению, она действительно важна. Но принципы такого обучения применялись еще с давних времен, поэтому в нем нет ничего нового. По мнению министра, индивидуализация полезна, но в ней нет ничего революционного. Образование 21 века действительно отличается от образования 20, отметил Ливанов. Однако так же разнятся образование 20 и 19-го веков. По мнению главы Минобрнауки, происходящие изменения не носят радикального характера, не меняют сути образовательного процесса.
Дмитрий Ливанов в своем выступлении коснулся и темы о роли учителя в современном образовании. По его словам, главное отличие состоит в том, что педагог сегодня не является единственным носителем информации. Каждый человек в наше время имеет доступ к огромному массиву данных. Роль педагогической деятельности министр видит в том, чтобы помочь учащимся сориентироваться в этом объеме информации, выстроить собственную образовательную траекторию и оказывать помощь в поиске смыслов для обучения.