Продолжает работу «горячая линия» Общественной палаты РФ для абитуриентов с инвалидностью
Опубликовано 21 июля 2017В Общественной палате РФ напомнили, что продолжается работа открытой общественниками «горячей линии» для абитуриентов с инвалидностью. Свои замечания в отношении нарушений при проведении вступительных испытаний, приеме документов или предоставлении положенных им льгот, и других правонарушений абитуриенты смогут сообщить по телефону, а также на электронный адрес «горячей линии». При этом со всех регионов страны звонки принимаются бесплатно.
Комплексный мониторинг доступности высшего профессионального образования для лиц с инвалидностью недавно провели эксперты исследовательского центра «Особое мнение». Отметим, что руководит структурой член Общественной палаты Екатерина Курбангалеева. В проекте приняли участие почти 170 вузов, представляющих более 50 регионов страны. По итогам мониторинга эксперты сообщили, что в 2015/2016 учебном году высшее образование смогло получить только 20 тыс. людей с ОВЗ. Это всего лишь около 3% от общего числа лиц с инвалидностью в возрасте до 30 лет. Осталось незаполненным около 13% специальной квоты на поступление таких категорий граждан.
Одной из причин эксперты называют сложности с получением индивидуальной программы реабилитации. О трудоемкости получения ИПРА и ее чрезмерной бюрократизированности заявило и 43% родителей студентов с инвалидностью. Также специалисты Общественной палаты указывают на то, что достаточно трудно в заключении медико-социальной экспертизы указывать конкретный вуз и направление подготовки. И, наконец, третьей серьезной причиной ситуации с низким охватом высшим образованием лиц с ОВЗ является право поступать по государственной квоте только в одно учебное заведение на одну специальность.
О том, что им приходится постоянно бороться за сохранение статуса инвалида у их ребенка с комиссией МСЭ, которая всячески стремится урезать льготы или отнять инвалидность, сообщило 38% опрошенных родителей. Кроме того, респонденты акцентировали внимание на ограничениях, которые накладываются на получение высшего образования и конкретной специальности инвалидами, а также грубом отношении врачей.
В качестве дополнительных барьеров для поступления в вуз эксперты выделили также трудности по дороге в вуз и сложность получения информации об условиях поступления в университет. Нередко в учебных заведениях высшего образования также нет специальных тьюторов, должность которых для экономии отдают психологам и другим специалистам.