И вновь о тестовой части ЕГЭ
Опубликовано 12 апреля 2014Недавно портал www.vedu.ru на основании заявления министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова сообщил о том, что из Единого государственного экзамена будет полностью исключена тестовая часть (так называемый блок «А»). По мнению многих экспертов, данный раздел – самая легкая часть ЕГЭ, совершенно не отражающая реальных знаний экзаменуемого.
С того момента, как в прессе появилась эта информация, развернулась дискуссия, следует ли действительно избавляться от тестовой части. Некоторых озаботило, что отказ от этого раздела ЕГЭ может якобы привести к искажению достоверности результатов. Об этом, в частности, беспокоятся непосредственные разработчики системы Единого госэкзамена. Началось обсуждение, экзамены по каким предметам целесообразно лишить блока «А», а в каких его необходимо сохранить.
Как показывает практика, отмена тестового раздела совершенно не влияет на объективность оценки результатов. Так несколько лет школьники не ставят «галочки» в бланках КИМ по математике и литературе. Подготовка к этим экзаменам уже не похожа на натаскивание.
Между тем, директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова не считает блок «А» легким, заявляя, что там находятся не самые простые задачи, и что после отмены раздела пострадает достоверность результатов.
Другой позиции придерживается Исак Фрумин, главный научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. Он считает отказ от тестовой части вполне логичным и естественным процессом модернизации ЕГЭ. Процесс оценки результатов экзамена усложняется, но автоматизировать его при современном уровне развития информационных технологий вполне возможно. Движение в данном направлении – дорого и сложно, но неизбежно.
Сергей Волков, член общественного совета Минобрнауки, учитель литературы школы №57, на примере показал, что на самом именно блок «А» ведет к утрате объективности оценки знаний. Предположим, говорит Волков, ребенку дается предложение с пропущенными запятыми и несколько вариантов ответов с расставленными знаками препинания в разных местах. Что объективнее: выбрать правильный вариант, либо просто расставить запятые там, где они должны быть? Да, в последнем случае, сложность выше, но объективность выше несоизмеримо!
Помимо этого, отказ от тестовой части ЕГЭ эксперты никак не могут соотнести с желанием Минобрнауки поделить экзамены на два уровня: базовый и профильный. Сначала предполагали, что для получения аттестата о среднем образовании достаточно будет решить блоки «А» и «B», а те, кто желают поступать в вуз, должны будут выполнить задания части «C». Теперь же, полагают эксперты, придется разрабатывать задания для обоих уровней.
Минобрнауки за один только 2013 год по части модернизации системы ЕГЭ шагнуло далеко вперед. Но уже ясно всем: введение сочинения, устного экзамена не за горами. По иностранному языку устная часть будет введена с 2015 года. Апробация устного экзамена по иностранному языку в октябре 2013 года показала высокую достоверность результатов, поэтому введение его – дело времени. До 2020 года устный экзамен сдавать придется по всем гуманитарным предметам. Как считают преподаватели, ребенок должен не только иметь собственное мнение, но и связно формулировать его как на бумаге, так и устно. Ну, а если подобные новшества поддерживают учителя, то было бы нецелесообразным к ним не прислушаться.
Единый государственный экзамен многими высмеивался (к этому делу хорошо приложился известный писатель-юморист Михаил Задорнов) и ассоциировался с тестами. Судя по направлению, которое выбрало Минобрнауки, представление ЕГЭ как набора квадратиков, в которых нужно поставить галочки, станет анахронизмом уже через год.
Автор: © Aleksej Kuntsevich