Инициатива Яровой не поддержана Минобрнауки
Опубликовано 26 мая 2015Законопроект, который предусматривает введение единых учебников по отечественной истории, математике, русскому языку и литературе, который недавно был внесен на рассмотрение в Госдуму Ириной Яровой, не поддержал Общественный совет при Министерстве образования РФ. Депутат пояснила свою инициативу тем, что это позволит избежать дискриминации учащихся, обеспечив им одинаковый уровень знаний. Яровая считает, что на сегодняшний момент, в связи с отсутствием единых учебников, школам приходится подстраиваться, что напрямую влияет на учебный процесс.
В официальном ответе ОП при Минобрнауки, говорится о том, что депутат поднимает очень сложные и наболевшие вопросы. По мнению экспертов совета, внесение таких изменений в существующее законодательство может негативно повлиять на отечественную систему образования.
ОП также отмечает, что такой механизм контроля как базовое содержание в структуре стандартов, будет способствовать еще большей регламентации работы педагогов. По мнению экспертов совета, ограничение количества учебников по данным дисциплинам до одного намного ограничит возможности обучения детей с различными потребностями, кроме того, учителя не смогут использовать различные методические подходы, что прямо противоречит Конституции РФ.
Общественный совет подчеркнул, что такие масштабные изменения невозможны без предварительного общественного обсуждения. К тому же, предлагаемый Яровой документ входит в противоречие со сложившейся общемировой практикой стандартизации образования и выбора учебной литературы, а также не соответствует стратегическим документам о развитии отечественного образования.
Таким образом, члены ОП не поддержали данную редакцию законопроекта. В частности, согласны с этим заключением на законопроект заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, учитель Центра образования № 57Сергей Волков и др.
По словам Анны Усачевой, главы департамента информационной политики образовательного ведомства, цели законопроекта Ирины Яровой в целом совпадают с целями Минобрнауки, однако инструментарий их достижения, который предложен в документе, очень спорный и нуждается в серьезном обсуждении. Также она отметила, что многообразие учебников не только не противоречит созданию единого образовательного пространства, а даже усиливает предметные знания и дает школам возможность выбирать учебник в зависимости от конкретной образовательной программы.