Особенности использования люминесцентных ламп в образовательных учреждениях с учетом требований ГОСТа
Опубликовано 09 октября 2013Люминесцентные лампы начали широко использоваться в быту, в социальных, муниципальных и на производственных объектах еще в 80-х годах. Тогда их называли в простонародье «Дневные лампы».
Согласно проведенным исследованиям и опытам, люминесцентные лампы имеют ряд преимуществ и некоторые недостатки. В первую очередь, они в несколько раз эргономичнее, нежели обычные лампы накаливания. Потребление электроэнергии отличается на 80%! А срок службы увеличивается в 10-12 раз в сравнении с тем же видом освещения. Таким образом, намного удобнее использовать 1 лампочку несколько лет, нежели каждые 2-3 месяца прыгать по стремянке и вкручивать лампочку Ильича.
Замена старого средства на современное и более усовершенствованное позволяет заботиться об окружающей среде, уменьшая захламление отработанными приборами. Главный недостаток – существенная стоимость. Она превышает в 20 раз, чем у обычной лампы. Однако за счет продолжительности использования затраты компенсируются. Чтобы убедиться в других показателях эффективности использования данного вида освещения, можно использовать современные технологии измерения: http://www.vnisi.ru/joomla/deyatelnost.
Напомним, что Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ с целью снижения энергоемкости предусматривается поэтапный переход к использованию во всех государственных и муниципальных учреждениях энергосберегающих ламп. Правительство РФ обязало все школы, учреждения специального образования и вузы разрабатывать энергопаспорта, которые должны были быть готовы еще в январе 2013 года. Штраф за отсутствие энергопаспорта для государственных и муниципальных организаций составляет на должностных лиц – от 30 до 50 тыс. рублей, а на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. рублей.
Кроме обязательной подготовки энергопаспортов, существует еще проблема утилизации: люминесцентные лампы, в отличие от своих устаревших аналогов - ламп накаливания, содержат ртутные элементы, поэтому не подлежат хранению на свалках твёрдых бытовых отходов. В качестве одного из вариантов решения проблемы предлагалось создать расширенную сеть приемных пунктов, установить контейнеры для сбора перегоревших ламп возле крупных торговых центров с отдельными ячейками, чтобы лампы не разбивались. Но пока вопрос об утилизации ртутносодержащих ламп остается открытым.
В качестве источников искусственного освещения в классах применяются лампы люминесцентные лампы «белого» света мощностью 40 и 80 Вт, 130 Вт. Люминесцентные светильники рассеянного света устанавливаются в помещениях, где высота потолка составляет не менее 3,3 м, при меньшей высоте обязательно используются потолочные плафоны. Все светильники должны быть оснащены бесшумными пускорегулирующими устройствами. Общая мощность люминесцентных ламп в учебных классах должна составлять 1040 Вт. Норма освещенности (в ваттах) на 1 кв. м площади (удельная мощность) учебных аудиторий при люминесцентных лампах должна составлять 21–22 Вт, что соответствует освещенности в 300 лк на рабочем месте школьника.
ГОСТ №17677-82 регламентирует особенности использования и типовое разнообразие данного вида осветительных приборов. Также указан ряд критериев, которые учитывают во время выбора. Устройство должно быть безопасным, служить долго и стабильно в условиях возникновения внешних факторов. Также рассматривается показатель экономичности, степени освещения, стоимость, эксплуатационные свойства, дизайн и совместимость с экстерьером помещения. Также регламентированы условия хранения светильников. Их помещают в отдельные упаковки и сберегают в сухом, проветриваемом помещении.