Поволжский Образовательный Портал

Исследование TALIS-2018 продемонстрировало проблемы образовательной системы глазами учителей

Опубликовано 23 июня 2019

В Рособрнадзоре сообщили о публикации первой части отчета по итогам Международного исследования TALIS-2018. Оно представляет собой опрос педагогов и директоров в компьютерной форме, направленный на сбор данных о социальных, методических и педагогических процессах в школах. Основной его целью является возможность увидеть проблемы образовательной отрасли глазами педагогов.

опрос

Результаты исследования свидетельствуют, что большинство учителей позитивно оценивают удовлетворенность работой. Несмотря на это, некоторые проблемы остаются актуальными на протяжении последних пяти лет, отметили в Рособрнадзоре. В ведомстве сообщили, что прошлогоднее исследование входит в третий цикл. При этом России принимает в нем участие с самого начала. В общей сложности исследование охватило почти 50 стран. В России его участниками стало свыше 4 тыс. педагогов, представляющих 230 школ из разных регионов страны, а также руководители учебных заведений.

Более 90% российских учителей заявило о том, что они удовлетворены своей работой. Рекомендовать свою школу как хорошее место работы может 86% опрошенных. Кроме того, итоги TALIS-2018 показали, что российские учителя являются еще и самыми опытными. В среднем педагоги в стране работают 21 год, что на 4 года превышает результаты других стран, принявших участие в исследовании. Чем дольше работает учитель, тем большую удовлетворенность своей профессией он испытывает.

Профессия учителя остается преимущественно женской. В России женщин среди учителей около 85%. При этом средний возраст педагога в нашей стране колеблется на уровне 45-46 лет. Фиксируется постепенное сокращение доли молодых педагогов. Среди директоров школ больше всего представителей возрастной группы 40-59 лет.

Говоря о мотивах выбора профессии, большинство педагогов отметили возможность сделать вклад в развитие общества – около 91% опрошенных. Также они называют возможность влияния на развитие подрастающего поколения. Вместе с тем, около 57% опрошенных не уверены в том, что их профессия ценится в современном обществе.

Положительным моментом является сокращение административной нагрузки на педагогов. Несмотря на это, в России она остается одной из самых высоких среди стран-участниц исследования. Это же можно сказать и о продолжительности рабочего времени российского учителя.  Директора школ, в свою очередь, испытывают более высокую административную нагрузку в сравнении с предыдущими исследованиями. При этом в России руководители школ меньше времени уделяют управлению школой.

Кроме того, исследование выявило рост применения ИКТ на уроках. Проблемы же есть в отношении индивидуальной обратной связи, использования формирующих методов оценивания, инклюзивного образования, повышения компетенции педагогов и директоров и т.д. Полная версия результатов исследования представлена на сайте ФИОКО. В марте следующего года эксперты представят вторую часть отчета.

Другие матералы рубрики: