Рособрнадзор обнародовал итоги исследования качества дошкольного образования
Опубликовано 20 июня 2018В Рособрнадзоре рассказали об итогах исследования качества дошкольного образования, длившегося два года подряд. Его участниками в первый год стали 423 детсадов из 40 регионов страны, во второй - около 1,3 тыс. детсадов из 74 регионов. Исследование проводилось ведомством при участии Академии «Просвещение» и Института системных проектов МГПУ.
В рамках исследования в регионах выделили две группы детсадов: лучшие и случайные. В первую группу вошли учебные заведения, которые предоставляют более высокое качество образования согласно региональным критериям. Вторая группа - это обычные детсады, не предоставляющие дополнительных услуг. Исследователи оценили уход за детьми, обустройство пространства детсада, условия для занятий с детьми, режим дня, характер общения детей и взрослых и т.д. При этом каждый критерий можно было оценить по семибалльной шкале.
В группе лучших детсадов средний индекс качества образования по итогам исследования составил 4,05 балла, в группе случайных - 3,74 балла. Таким образом, оба показателя находятся на удовлетворительном уровне. Это, по словам экспертов, говорит о том, что в сфере дошкольного образования в целом выполняются условия реализации ФГОС. Вместе с тем, все еще не приходится говорить о наличии индивидуальных условий для развития каждого ребенка.
На сегодняшний день предметно-пространственная среда в детсадах не является достаточно многообразной и насыщенной. Как отмечается в исследовании, часто в группах нет мест для отдыха и уединения, детям недоступны различные материалы для игр и творчества, в работе с детьми не используются компьютер и телевизор. Дети, как правило, осваивают гаджеты стихийно, вне детского сада. К тому же, большинство детсадов не обеспечивают условий обучения детей сведениями о разнообразии культур и традиций.
Только пятая часть детсадов имеет условия для детей с особыми образовательными потребностями. При этом их уровень можно назвать всего лишь «удовлетворительным». Критическим остается наполненность групп в детсадах - сегодня в одной группе в среднем 27-28 детей. Проблемной зоной в исследовании называется наличие условий для дневного сна. Во многих детсадах спальни переполнены, поэтому кровати приходится ставить вплотную друг к другу. При этом в отношении дневного сна не учитываются индивидуальные особенности детей.
Замена продуктов для детей с аллергией наблюдается лишь в небольшом количестве детсадов. А во время приема пищи дети не могут вести себя свободно. Оставляют желать лучшего и условия для воспитателей. Для них не предусмотрено ни места, ни времени для отдыха. В детсадах отсутствуют специальные помещения для индивидуальных бесед с родителями, коллективных обсуждений. В течение последних трех лет курсы повышения квалификации прошло большинство педагогов детсадов - около 92%.