Общественная палата подвела первые итоги введения обязательного сочинения в школах
Опубликовано 01 мая 2015Первые итоги обязательного выпускного сочинения для школьников обсудили на прошлой неделе в Общественной палате РФ. На заседании, в частности, присутствовали учителя русского языка и литературы. Главными замечаниями к сочинению стало то, что критерии оценивания, по мнению педагогов, чрезмерно редуцированны, а также отсутствует методологическая база подготовки.
По словам Романа Дощинского, члена комиссии ОП России по развитию науки и образования, реакция на социальную напряженность в обществе - это одна из самых важных функций Общественной палаты. Он отметил, что введение в качестве одной из аттестационных процедур написания итогового сочинения вызвало неоднозначную реакцию. Сегодня также вызывают непонимание критерии оценивания данной работы.
Дощинский считает, что на данный момент важнее всего проанализировать, не является ли дополнительная аттестационная работа чрезмерной нагрузкой на школьников. Именно эта задача, по его мнению, сегодня стоит перед экспертным сообществом. Также, отметил представитель Общественной палаты РФ, непонимание существует и вокруг критериев оценивания итогового сочинения. Так, он заявил, что даже в случае написания выпускного сочинения с большим количеством ошибок - буквально в каждом слове - выпускник может успешно сдать эту работу. Это является следствием того, что критерии оценивания данного испытания слишком редуцированны. По мнению Дощинского, они нуждаются в серьезной доработке.
Об отсутствии методологической базы подготовки к прохождению этой аттестации заявила Марьяна Безруких, академик РАО. Она рассказала, что сегодня у учителей отсутствует четкое понимание того, как именно готовить выпускников к написанию сочинения, а также какой именно должна быть эта работа. Таким образом, школьники оказываются в неопределенности, а ведь они уже и так перегружены аттестационными испытаниями.
Свое мнение о данной проблематике высказала Галина Обернихина, завкафедрой русского языка и литературы Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Она считает, что итоговое сочинение оптимально вписывается в общую структуру школьной аттестации. По ее мнению, никаких дополнительных усилий со стороны, как детей, так и педагогов, оно не требует.
Обернихина отметила, что главной целью учебного процесса в школе является развитие речевых навыков у детей. По ее словам, продемонстрировать полученные знания в небольшом сочинении должно быть не трудно для любого школьника.
По итогам совещания ОП приняла решение подготовить и направить в профильное ведомство свои рекомендации относительно совершенствования методической и нормативно-правовой базы сочинения. Эти рекомендации Общественная палата обещает разработать в течение месяца.