Издательская технология «Печать по требованию»
Опубликовано 18 октября 2014Развитие программного обеспечения и оборудования для цифровой печати открыло новую страницу в издательском бизнесе – «Печать по требованию» (Print on demand – PoD), технология которой впервые была представлена в конце 90-ых прошлого столетия.
Как и следует из названия, печатная продукция производится в этом случае только по запросу и предварительной оплате, причем очень небольшим тиражом и даже единичными экземплярами. Естественно, себестоимость производства единицы продукции при малых тиражах значительно выше, но в конечном итоге, вследствие косвенной экономии на затратах допечатной подготовки, складском хранении, транспортных расходах и другом, стоимость «тиража по запросу» оказывается ниже таковой в крупной типографии.
А для конечных покупателей стоимость сокращается, благодаря исключению из производственной цепочки звеньев «оптовая книготорговая фирма» и «магазин», которые, не секрет, получают основную долю в прибыли.
До настоящего времени технология PoD в России не получила достаточного распространения вследствие высоких цен на соответствующее оборудование. Тем не менее, есть уже несколько издательств, в которых «Печать по требованию» составляет основу бизнеса. Это, в основном, узкоспециализированные издательства ВУЗов.
Преимущества технологии Print on demand очевидны, и первое из них – нет риска потерь на перепроизводстве печатной продукции. Из других – оперативность (сокращается время выхода книги от месяцев до нескольких дней), динамичность, мгновенный отклик на спрос. И еще один важный плюс – благодаря технологии PoD и интернету любой читатель может заказать в ближайшем от себя специализированном издательстве и достаточно быстро получить практически любой источник, напечатанный даже в самой отдаленной из стран.
Перспективность PoD-бизнеса подтверждается созданием в Западной Европе и Америке множества небольших типографий, работающих по заказам книжных магазинов и интернет-порталов при необходимости допечатать распроданные тиражи книг. В США известнейшая сеть Barnes & Noble теперь имеет собственные типографии для издания «книг по требованию», работающие на оборудовании IBM.
Кроме них в целевую аудиторию входят библиотеки, заказчики редких специализированных изданий, потребители уникальной продукции для личного пользования, такой, как свадебные альбомы, фотодневники путешествий и тому подобное. И, наконец, начинающие авторы могут заказать минитираж для определения будущего спроса на свое произведение.