К обучению детей-инвалидов приспособлено только 20% российских школ
Опубликовано 16 марта 2018Министерство образования сообщило, что к обучению детей-инвалидов в России приспособлено только 20% школ. По информации ведомства, за прошлый год удалось создать необходимые условия в 323 школах. Основной проблемой, которая препятствует устранению этого пробела, являются финансовые возможности регионов. Помимо наличия пандусов доступность школы определяется также наличием подготовленных педагогов и специального учебного оборудования, отметили в министерстве.
В своем отчете по итогам 2017 года Минобрнауки сообщает, что за семь лет удалось приспособить к потребностям детей-инвалидов 9664 школы. Условия для таких учащихся создаются в учебных заведениях в рамках программы «Доступная среда», которая действует с 2011 года. Ранее на федеральном уровне не инициировались меры такого масштаба.
В общей сложности в России сегодня свыше 40 тыс. школ. При этом, если темпы создания необходимых условий для детей-инвалидов сохранятся, то охватить все школы удастся только за 100 лет. В текущем году в планах ведомства - обустройство еще 160 школ. В пресс-центре Министерства образования сообщили, что к 2025 году планируется обеспечить доступные условия для детей-инвалидов в 25-30% школ.
При этом наличие условий для учащихся с ОВЗ предусматривает специальное оборудование, компьютеры, приспособленный автотранспорт, реабилитационное оборудование и т.д. Обучать таких детей должны специалисты, которые прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Также в школах должна быть предусмотрена система комплексного психолого-педагогического сопровождения всех участников процесса образования.
Установка элементов безбарьерной среды предусмотрена в рамках программы «Доступная среда», поэтому их финансирование обеспечивается из госбюджета. Создание же специальных условий для учащихся с ОВЗ и инвалидностью лежит в сфере ответственности регионов. При этом, по словам Елены Клочко, члена Совета по попечительству в соцсфере при кабмине, не все из них имеют для этого достаточные финансы и желание решить проблему.
Клочко заявила, что ситуация не сдвинется с места до тех пор, пока в критерий оценки работы региональных властей не включат доступность образования для детей с ОВЗ. Она также добавила, что во многих развитых европейских странах инклюзивное образование могут получить все нуждающиеся в нем дети.
О необходимости приспособить для обучения детей-инвалидов все российские школы, заявила Татьяна Усенко, председатель общественного совета родителей, воспитывающих детей-инвалидов и молодых инвалидов Москвы. По ее словам, нужно разработать стандартный набор технических средств, которые должна иметь каждая школа, либо иметь возможность их получить без закупок. Также в каждой школе должны быть профессионалы для работы с такими детьми.