Как научить ребёнка общаться со сверстниками?
Опубликовано 11 октября 2022Дети должны общаться и контактировать друг с другом, не бояться проявлять себя в коллективе, играть со сверстниками. Однако так происходит не всегда. Многие мальчики и девочки теряются, попадая к ровесникам или к ребятам постарше, замыкаются, становятся одиночками или изгоями. Такая ситуация, безусловно, волнует родителей.
Специалисты компании «Приоритет» (https://prioritet1.com/) постарались разобраться не только с причинами описанного поведения детей, но и тем, как им помочь, если эта помощь вообще нужна.
Когда нужно помогать, а когда – не стоит
Прежде всего, важно разобраться, а необходима ли помощь замкнутому ребёнку вообще? И тут нужно быть очень осторожным и внимательным. Всё дело в том, что мир не состоит исключительно из общительных ребят. Есть интроверты и экстраверты, а есть и смешанные типы, которые могут проявлять себя и так, и так в зависимости от настроения и душевного состояния.
Давайте разбираться, и разбираться максимально подробно. Дети-экстраверты направлены в наш мир. Они открыты к нему, активно общаются, нуждаются в постоянном внимании и легко находят контакт со сверстниками, да и не только с ними. Часто экстраверты становятся если не лидерами, то точно «душами компании», к ним тянутся, вокруг них всегда много друзей или просто приятелей.
Интроверты – полная противоположность. Это дети, направленные внутрь себя. Им контакт с внешним миром нужен постольку, поскольку. Они больше предпочитают быть одни, часто избегают компаний, а если и дружат с кем-то, то с очень ограниченным количеством людей. Их утомляют шум и гам вокруг, им жизненно необходимы тишина и большое свободное пространство вокруг. Так вот, таким ребятам обычно и не нужно помогать, они гармоничны и спокойны в своём одиночестве, как бы странно это ни казалось.
Но! Есть смешанные типы, которые могут проявляться и так, и так. И есть дети-экстраверты, но в силу характера или иных причин боящиеся или стесняющиеся новых контактов, общения. Они бы и хотели, но не знают, как подойти и что сделать, чтобы обратить на себя внимание. Вот таким ребятам, конечно, нужно помочь. Но очень тактично и не выходя за рамки личных границ. В этом и заключается умение мудрого взрослого.
Как помочь, и что сделать
Самое главное, не нужно навязывать детям друг друга, заставлять их играть вместе, бестактно подходить и бесцеремонно знакомиться. Лучше организовать совместные игры и постепенно втянуть детей в общение друг с другом. Это очень важно, ведь любой процесс должен проходить естественным образом. Итак, несколько вариантов для быстрого знакомства:
- игра – самый универсальный способ сплотить детский коллектив, причём на улице это могут известные всем «догонялки» или «прятки», а в помещении – «настолки»: https://prioritet1.com/igrushki-dlya-detskogo-sada/nastolnye-igry. Здесь можно подобрать много разных вариантов;
- театральные представления – очень хороший способ не только раскрыть застенчивого ребёнка, но и представить его совсем иначе в детском коллективе;
- организованные беседы – чаще всего о дружбе, взаимопомощи, принятии и понимании друг друга, которые тоже работают на раскрытие детей в коллективе.
При этом, не забывайте, что ни одного ребёнка не стоит втягивать в общение насильно. Он должен сам заинтересоваться и включиться в процесс. Как это происходит? Обычно взрослый заводит игру или разговор только с теми, кто более активен и изначально хочет. Остальные наблюдают, подтягиваясь уже в процессе. Можно задать им вопросы или пригласить в игру, но мягко, не настаивая. Эффект будет только тогда, когда малыш сам решится сделать необходимый шаг.
И помните, что не все хотят и горят желанием общаться. Есть в среде и взрослых, и детей такие люди, которые не нуждаются во внимании вокруг меня и избегают социума. Они быстро устают от него, предпочитая уединение и спокойствие. И это тоже нужно уважать.