Вице-спикер рассказала, как решить проблему трудоустройства выпускников
Опубликовано 21 декабря 2019Вице-спикер Ирина Яровая рассказала, что еще при поступлении большая часть студентов не планирует в дальнейшем работать по специальности. Об этом она заявила в выступлении на Президиуме Совета законодателей в Доме профсоюзов. В рамках мероприятия были затронуты темы невостребованности высшего образования и трудоустройства выпускников.
По информации ВЦИОМ, более половины выпускников сомневаются в том, что легко найдут работу по специальности. Пятая часть выпускников уверена, что это вообще невозможно. Вместе с тем, о кадровых проблемах говорит 37% работодателе, отметила Яровая. В Росстате сообщили, что количество вакансий превысило 1,1 млн., что является рекордом с 2016 года.
Выходит, что система образования готовит не тех специалистов, которые нужны, заключила Ирина Яровая. Получив образование, которое не пользуется популярностью, выпускники вынужден искать работу в других сферах. Около 47% всех трудоустроенных в России работает не по специальности, и это является тревожным фактом.
Бюджетные места в вузах являются инвестициями в человека и государственную экономику, уверена вице-спикер. Она рассказала, что в прошлом году образование и педагогические науки получили больше всего бюджетных мест – почти 240 тыс. Таким образом, на данный момент число педагогов в стране насчитывает 1,2 млн. человек. Чтобы трудоустроить 240 тыс. новых учителей, нужно обновить преподавательский корпус на 17%. Вместе с тем, в стране не хватает педагогов, так как большинство выпускников не планируют работать по специальности.
Программы целевого обучения могут решить проблему с кадрами в регионах только незначительно, так как они являются несистемными. Она отметила, что в этом году квота по педагогическим направлениям подготовки составила 15% от общего объема контрольных цифр приема, по социологии – 10%, правлению персоналом – 10%, менеджменту – 10%. Таким образом, на бюджете учится 90% социологов и 85% педагогов. При этом в регионах отсутствует механизм обеспечения их востребованности. Целевое обучение получают конкретные лица, заключившие договор. Но прозрачно процедуры соискательства по целевую подготовку нет, считает вице-спикер.
Решить проблем с целевым обучением Яровая предлагает созданием единого сайта с данными о потребностях регионов и работодателей, которые могут заключать соответствующие договора. Это позволило бы создать прозрачную и понятную конкурсную основу выбора целевиков в регионах. Молодые люди получат гарантии трудоустройства, а регионы смогут рассчитывать на нужных им специалистов.
Также парламентарий призвала уравнять распределение бюджетных мест по программам магистратуры и бакалавриата. Так, в 2020-2021 году на бакалариат выделено более 312 тыс. бюджетных мест, а на магистратуру – 116 тыс. Она отметила, что большинству бакалавров придется выбирать между платной магистратурой и образованием бакалавра. Яровая заметила, что ситуация не обеспечивает равное и непрерывное образование для россиян, поэтому ее нужно исправить.