Кем работать после обучения на факультете маркетинга
Опубликовано 17 июня 2024Маркетолог — популярная специальность среди молодёжи. Она позволяет работать в диджитал, охватывает разные сферы, помимо маркетинга: социологию, рекламу и аналитику, копирайтинг и журналистику. По данным сайта «Вузопедия» в России существует 6575 программ обучения по этой специальности в 1189 ВУЗах страны. Определится с направлением и ВУЗом, непросто. В этом поможет статья «Куда поступить на маркетолога после 11 класса: топ-12 ВУЗов России», если вы решили выбрать маркетинг делом своей жизни.
Однако не все понимают, кем работать с образованием маркетолога. Эта профессия многогранна: она включает множество более узких специальностей. И далеко не все, кто идут в маркетинг, понимают, кем работать после ВУЗа. Поэтому рассмотрим, какие перспективы может дать эта специальность.
Содержание:
- Маркетолог: что за профессия?
- Маркетинг: кем работать после ВУЗа?
- PR-менеджер
- Менеджер по рекламе
- Контент-маркетолог
- Медиапланер
- Пресс-секретарь
- Маркетолог-аналитик
- E-mail маркетолог
- В заключение
Маркетолог: что за профессия?
Как следует из наименования специальности, маркетолог — человек, который работает в сфере маркетинга. Однако и тут не становится понятнее, кем работать, окончив факультет маркетинга.
Его задача — предпринимать ряд действий и принимать решения, направленные на привлечение новых клиентов в компанию и повышение её прибыли. В перечне задач ещё несколько функций:
- формирование положительного мнения о продукте или услуге у покупателей: существующих и потенциальных;
- расширение рынка продаж;
- популяризация самой компании и продуктов среди потенциальных покупателей.
Для того чтобы эффективно выполнять эти задачи, нужно обладать определённым набором умений и навыков, которые он получает при обучении на факультете маркетинга.
Маркетинг: кем работать после ВУЗа?
Понятие «маркетолог» достаточно обширное. Под этой специальностью может подразумеваться более десятка профессий с узкой, специализированной направленностью. Рассмотрим подробнее, кем можно работать с данным образованием.
PR-менеджер
Это человек, который отвечает за связи с общественностью, то есть, создание и поддержание благоприятного имиджа в глазах общественности. В его задачи входит популяризация миссии компании или бренда, сообщение о её программах, достижениях, общественной деятельности. Один из основных каналов продвижения компании — интернет и СМИ. Так, в перечне обязанностей PR-менеджера:
- взаимодействие с представителями средств массовой коммуникации и организация пресс-конференций;
- создание пресс-релизов, текстов речи для руководителей, рекламных материалов, статей для корпоративных изданий и профильных СМИ;
- формирование имиджа компании или бренда;
- публикация материалов, сглаживающих негативные отзывы и мнения;
- работа с аудиторией в кризисных ситуациях.
В зависимости от уровня ответственности, перечня задач, серьёзности организации, опытный PR-менеджер зарабатывает от 80 000 до 350 000 рублей.
Менеджер по рекламе
В разных организациях вкладывают своё понимание в спектр обязанностей такого специалиста. И в каждом случае стоит обговаривать уровень ответственности. Так, например, менеджер по рекламе может выполнять следующие функции:
- разработка рекламной стратегии и медиаплана, распределение бюджета, постановка задач специалистам, отслеживание и анализ эффективности рекламной кампании;
- самостоятельный запуск рекламы в разных источниках — интернет, социальные сети, СМИ, наружная и внутренняя реклама;
- специализация только на одном рекламном инструменте: например, контекстная реклама или реклама в социальной сети.
Заработная плата такого специалиста зависит от перечня задач. Тот, кто полностью курирует все рекламные кампании, самостоятельно разрабатывает стратегии и проводит анализ, зарабатывает больше, чем, к примеру, специалист по рекламе в ВК. В этом случае доход может варьироваться от 35 000 до 160 000 рублей.
Контент-маркетолог
Это одна из специальностей, кем можно работать, окончив факультет маркетинга. Данный специалист понимает, какой контент необходим для определённой аудитории и в каком формате. При помощи контента он может:
- формировать общественное мнение о компании, бренде или линейке продукции;
- вызывать лояльность покупателей (существующих и потенциальных);
- информировать об имеющихся продуктах и новинках;
- помогать аудитории принять решение о покупке: рассказывать, чем и как именно этот продукт поможет решить проблемы или закрыть потребности.
Этот специалист выполняет функции автора и аналитика: изучает поведение аудитории, анализирует влияние контента, его результативность. И при необходимости корректирует контент-стратегию.
Доход такого специалиста варьируется от 60 000 до 160 000 рублей.
Медиапланер
Проще — специалист по медиапланированию. Ещё проще — человек, который разрабатывает рекламные компании для организации или бренда. Он продумывает, когда, как, в какие источники и какую рекламу необходимо запустить для достижения той или иной цели. В подчинении у медиапланера могут быть другие специалисты: копирайтер, специалист по рекламе, дизайнер и другие.
Специалист по медиапланированию должен не только понимать, какие рекламные инструменты можно и нужно использовать в разных случаях, но и планировать их результативность, рассчитывать бюджет и при необходимости корректировать стратегии.
Медиапланер может зарабатывать от 40 000 до 120 000 рублей в месяц.
Пресс-секретарь
Специалист, который работает со СМИ. Его деятельность схожа с работой PR-менеджера, но отличается более узкой специализацией: он контактирует только со СМИ. В целом же задачи идентичны:
- формирование положительного облика бренда, компании;
- продвижение компании, линейки или отдельного вида продукции;
- работа с общественным мнением и негативом в СМИ.
В рамках деятельности пресс-секретарь активно работает с представителями СМИ. В его задачи входят ответы на запросы от средств массовой информации, создание и публикация пресс-релизов, рекламных и нативных материалов. По сути это человек, выступающий от имени компании перед лицом СМИ.
В зависимости от задач, масштабности и локализации компании, пресс-секретарь получает от 40 000 до 110 000 рублей.
Маркетолог-аналитик
Этот специалист помогает компании выявить, какие продукты или услуги будут востребованы у целевой аудитории: кому продавать и по какой цене. В его обязанности входит анализ рынка, конкурентной среды, поведенческого фактора и покупательской способности аудитории. На основе полученных при анализе данных составляется план действий, который помогает компании лучше позиционировать себя на рынке, давать потенциальным покупателям именно то, что им нужно, и по оправданной цене.
Часто в результате таких исследований появляется потребность в разработке дополнительных товаров/линеек/услуг для закрытия потребностей покупателей и повышения тем самым прибыли компании.
Зарплата такого специалиста варьируется от 50 000 до 140 000 рублей.
E-mail маркетолог
Специалист, взаимодействующий с аудиторией посредством электронной почты. Он занимается формированием базы электронных адресов имеющихся и потенциальных клиентов, созданием электронных писем для привлечения/удержания клиента для стимулирования продаж.
Специалист должен хорошо понимать, какие инструменты использовать в общении с аудиторией на разных стадиях воронки продаж. При этом в задачи специалиста входит создание автоматизированных рассылок: информационных, прогревающих и прочих. E-mail маркетинг — один из инструментов общения с аудиторией, и им необходимо грамотно пользоваться, чтобы не вызывать отторжения и эффекта спама.
В зависимости от объёма задач, данный специалист может зарабатывать от 35 000 до 100 000 рублей.
В заключение
В этом перечне далеко не весь список профессий, доступных для тех, кто окончил факультет маркетинга: кем работать с образованием маркетолога — решать вам. Но факт в том, что эта специальность предоставляет обширный простор для выбора: не только на основании полученных знаний и навыков, но и в соответствии с тем, к чему больше лежит душа. Ну, и конечно, с учётом ожидаемого дохода.