Комментарии по итогам отчета Председателя Правительства в Госдуме
Опубликовано 27 марта 2025Глава Минобрнауки Валерий Фальков прокомментировал тему высшего образования по итогам отчета Председателя Правительства Михаила Мишустина в Госдуме. Валерий Фальков обратил внимание, что проводится большая работа по повышению качества высшего образования, в первую очередь – в регионах.
Все флагманские программы Минобрнауки России – «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», строительство сети современных университетских кампусов – ориентированы на создание необходимых условий для качественного образования в различных уголках нашей страны. Важно, что большая часть всех бюджетных мест распределяется региональным университетам. Так, на 2025/2026 учебный год эта цифра составила 73%. Отдельно Валерий Фальков отметил деятельное участие университетов, а вместе с ними научных организаций в работе по достижению технологического лидерства.
Правительство уделяет особое внимание учителям и преподавателям вузов
Депутат фракции КПРФ Олег Смолин в своем вопросе к Председателю Правительства напомнил, что в России вводится новая система высшего образования, отметив, что кадровая проблема при этом остается ключевой. Михаил Мишустин сообщил, что в разработанной стратегии развития образования правительство уделяет особое внимание учителям и преподавателям вузов:
- Снижается бюрократическая нагрузка.
- Разрабатываются новые современные направления подготовки, такие как робототехника, инженерия, новые материалы и химия и др.
- С сентября 2024 года уже повышен на 25% уровень оплаты труда на 8 тыс. преподавателей фундаментальных дисциплин в 50 ведущих инженерных вузах.
- По поручению Президента правительство повышает справедливость в рамках разрабатываемой отраслевой системы оплаты труда, которая будет направлена на снижение дифференциации оплаты труда по одинаковым должностям.
- Преподавателям вузов предоставляются гранты и жилищные сертификаты.
- Совершенствуется система правовой защиты преподавателей и учителей.
Вторая педагогическая специальность в непедагогических вузах
Правительство поддерживает предложение по введению второй педагогической специальности в непедагогических вузах. Депутат Госдумы Ирина Белых рассказала о важности подготовки педагогических кадров и поинтересовалась мнением главы правительства по теме получения двух специальностей в профильных вузах, одна из которых – учитель по профилю. Правительство активно работает над подготовкой квалифицированных педагогических кадров. Михаил Мишустин рассказал, что обучение учителей включено в нацпроект «Молодежь и дети» как отдельный федеральный проект «Педагоги и наставники».
В ноябре 2024 года утвержден комплексный план по повышению качества математического и естественно-научного образования:
- В нем предусмотрена возможность получить бесплатно дополнительную педагогическую квалификацию всем студентам. Сейчас более чем в 300 университетах реализуются программы по направлению «Образование и педагогика».
- С 1 сентября 2025 года начнут реализовываться педагогические модули для непедагогических специальностей. Это позволит через 4–6 лет привлечь на работу в школы и колледжи учителей по профилю, обладающих научными знаниями по предмету.
Развитие инженерного образования – это важнейший приоритет
Депутат от фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Кабышев задал вопрос об изменении подходов к подготовке инженерных кадров. Михаил Мишустин подчеркнул, что развитие инженерного образования – это важнейший приоритет. Он напомнил, что потребность отраслей в квалифицированных инженерах на ближайшие 5 лет составляет 1,5 млн чел.
«От этого зависит наш технологический суверенитет», – отметил Председатель Правительства.
- Приняты стратегии развития 38 ведущих инженерных вузов.
- Вводится ранняя профориентация школьников. В школах уже действует 3877 профильных инженерных классов.
- Созданы типовые программы инженерного образования.
- Разрабатывается единый образовательный стандарт инженерных программ.
- К процессу подготовки и будущего обучения специалистов подключаются предприятия, где инженеры будут востребованы. В рамках пилотного проекта увеличивается доля практической подготовки, в среднем она растет на 15%.
«Здесь я приглашаю всех вас к совместной работе, но еще раз повторю: соединить того, кто будет инженера потом принимать на работу, с тем, кто его готовит, – это важнейшая наша задача», – подчеркнул Михаил Мишустин.