Поволжский Образовательный Портал

Концепция поддержки развития педагогического образования

Опубликовано 14 января 2014

Введение

Новые требования к качеству школьного образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и  масштабе подготовки педагогов.

Российская Федерация унаследовала систему подготовки педагогических кадров, выстроенную в условиях регулируемого рынка труда, что позволяло осуществлять обязательное распределение выпускников, жестко регулировать число студентов, ограничивать мобильность абитуриентов.

Система подготовки педагогов не изменялась многие годы и опиралась на сеть педагогических вузов и учреждений среднего профессионального образования, относительно равномерно распределенную территориально. В последние годы число педагогических вузов сокращается. Так, в  2008 году  подготовку осуществляли 196 вузов, в том числе 70 – педагогических, в 2012 году- 167 вузов, в том числе в  48 - собственно педагогических.

 План приема на обучение за счет средств федерального бюджета РФ по УГС  050000  «Образование и педагогика» в 2012 году составлял более 57 тыс. бюджетных мест, выпуск специалистов с высшим педагогическим образованием в 2012  году - 133,1 тысячи специалистов.

Результаты проведенного в 2012 году Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых  10,26%, а гуманитарных – 42,86%.

В целом результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки,  а также данные о  трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники.

При этом значительная часть выпускников, обучавшихся на программах подготовки педагогов, не трудоустраивается ни в систему образования, ни в  социальную  сферу (рис.1).

Рисунок 1 . Динамика изменения ориентации на работу в школе студентов педагогических вузов (в %, 2007 год)1.

 

Динамика изменения ориентации на работу в школе студентов педагогических вузов

 

Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет весь комплекс противоречий, связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом (низкий престиж профессии учителя, отсутствие карьерных перспектив и т. д.), поэтому можно выделить три группы проблем, решение которых является предметом рассмотрения Концепции:

 проблемы входа в профессию, к которым можно отнести: низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педагогических программ и отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности на специальности и направления подготовки педагогов; низкий процент трудоустройства выпускников педагогических программ по специальности в систему образования.

проблемы подготовки, к которым можно отнести: неудовлетворительное качество подготовки выпускников (устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением  учебных дисциплин и потребностями реальной школы),  слабое вовлечение студентов в  исследовательскую деятельность, плохое ресурсное оснащение учебного процесса в педагогических  программах

проблемы удержания в профессии, к которым можно отнести: отсутствие прогнозирования  потребностей в педагогических кадрах по регионам, отсутствие ответственности регионов за невыполнение КЦП и трудоустройства выпускников, низкую эффективность механизмов привлечения на должность учителя самых способных выпускников, отсутствие системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых учителей, а также отсутствие карьерных перспектив учителя, усилившаяся в последнее время задержка с уходом из школы учителей, которые фактически не соответствуют современным  требованиям.

Основная цель программы  состоит в  повышение качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования и  преодоление «двойного негативного отбора».

Реализация заявленной цели предполагает решение ряда первоочередных задач, а именно:

  •  повышения качества студентов, получающих педагогическое образование за счет отказа от линейной траектории обучения и создания условий свободного «входа» в программы и  педагогической подготовки для разных категорий обучающихся (студентов и выпускников бакалавриата, действующих учителей и специалистов других профессий); построение образовательных программ педагогического бакалавриата как профилизации «универсального бакалавриата»;
  •  изменения содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования,   практическую подготовку,  усиление связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога; насыщение учебных планов разветвленной системой практик, стажировок, возможность адресной подготовки учителей не только разных предметов, но и для разных категорий школ, учащихся, за счет широкого использования механизмов школьно-университетского партнерства. Подготовка кадров для широкого спектра педагогической деятельности вне школы и вне системы образования;
  •  повышения эффективности существующих педагогических колледжей и вузов, реализующих программы подготовки педагогов, за счет введения совместных программ практической подготовки педагогов (прикладного бакалавриата) на основе сетевого взаимодействия колледжей и вузов, развития магистерских программ вузов для разных категорий абитуриентов, желающих начать или продолжить профессиональную деятельность в системе образования;
  •  разработка и апробация  системы независимой профессиональной сертификации педагогов, получивших педагогическое образование в разных программах подготовки, с целью обеспечения системы сопровождения выпускников и развития карьеры учителя; создание общественно-профессиональной  системы оценки качества педагогических программ.

В ходе реализации Концепции должна быть создана новая система педагогической подготовки,  в качестве ключевых элементов которой  могут быть названы:

  1. Развитие во всех программах подготовки практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через практику в школах-партнерах.
  2. Прикладной педагогический бакалавриат, как основная модель подготовки педагогических кадров, реализуемый в сетевом взаимодействии вузов, организаций СПО и школ, программа которого предполагает замену значительного объема теоретических курсов на практический компонент.
  3. Программы педагогической подготовки для студентов  3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата, в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности.
  4. Универсальный бакалавриат (аналогичный бакалавриату Liberal Arts) в педагогических вузах, предполагающий повышенные требования (в том числе – к результатам ЕГЭ) при выборе педагогического профиля подготовки.
  5. Магистратура для подготовки учителей-методистов и управленцев, приоритетный прием на бюджетные места для работающих в системе образования.
  6. Практическая модульная магистратура с возможностью быстрого входа в профессию  лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением для уже работающих в общем образовании.
  7. Введение квалификационного экзамена на основе нового профессионального стандарта педагога, упрощающего вход в профессию и позволяющего оценивать качество подготовки. Общественно-профессиональная  аккредитация основных образовательных программ подготовки педагогических кадров на основе результатов независимого квалификационного экзамена выпускников таких программ.
  8. Сопровождение начинающих педагогов, обеспечивающее их профессиональное сопровождение  и профессиональное развитие.
  9. Система стимулирования практической работы студентов в школах: схема оплаты труда этих студентов (в том числе – школой) и содержательного руководства практикой со стороны работников школы и вуза (в том числе – вузом), не приводящие к излишнему ухудшению показателей эффективности этих образовательных учреждений. Система финансирования психолого-педагогической подготовки (включая практику) студентов непедагогических вузов (в том числе – органами управления образованием и учреждениями общего образования.

Создание  условий в образовательных учреждениях для организации стажировок студентов (включая оплату труда стажеров) с выделением для этого необходимых финансовых средств.

10.  Самостоятельная педагогическая деятельность студентов-практикантов (подготовка и проведение уроков) с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением совместно с учителями и преподавателями, создание цифрового портфолио работ студента и учащихся для использования при аттестации и предъявления работодателю.

Реализацию Концепции предполагается осуществить в несколько  этапов:

В  2014-2015 гг.

Реализация пилотных проектов в 17-25 вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии.

Разработка предложений по изменению системы приема на педагогические программы.

В 2016-2017 гг.

Разработка новой системы распределения контрольных цифр приема для подготовки педагогов, стимулирующей переход на новые модели и программы.

Методическое сопровождение распространения новых моделей и технологий.

Расширение новых моделей на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ.

 В «дорожную карту» реализации Концепции предлагается  включить  следующие мероприятия:

 2014-2015 гг.

  1. Разработка и проведение ежегодного  мониторинга  потребностей региональных и муниципальных систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере общего образования.
  2. Разработка моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и муниципальных систем образования с обязательным сопровождением выпускников (с повышенными требованиями к зачислению абитуриентов) и гарантированным трудоустройством.   
  3. Организация методической поддержки разработки и реализации программ развития педагогических вузов и их филиалов, имеющих признаки неэффективности по результатам ежегодного мониторинга.
  4. Разработка проектов ФГОС высшего педагогического образования, соответствующих профессиональному стандарту учителя и ФГОС общего образования, обеспечивающих возможность гибких и вариативных траекторий подготовки на программах бакалавриата (включая прикладной бакалавриат, универсальный бакалавриат), магистратуры (включая профессиональную магистратуру)  и аспирантуры.
  5. Разработка моделей гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, включающих новые формы практики, механизмы  сетевого взаимодействия организаций среднего,  высшего и дополнительного профессионального образования.
  6. Разработка моделей квалификационных испытаний (сертификации) для кандидатов (в т.ч. выпускников) на работу в сфере общего образования, а также для использования разработанных моделей при аттестации педагогов.  
  7. Конкурсная поддержка организации региональных школьно-университетских партнерств и другие формы сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогических кадров.
  8. Разработка современных требований к программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки по педагогическим специальностям в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
  9. Разработка моделей и программ по сопровождению профессионального развития учителей в течение первых трех лет работы.
  10. Реализация пилотных проектов в 17-25 вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии. 2016-2017         годах.
  11. Проведение ежегодного  мониторинга  потребностей региональных и муниципальных систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере общего образования и результатов трудоустройства выпускников педагогических программ.
  12. Разработка и реализация программы грантовой и методической поддержки лучших выпускников ведущих российских университетов, трудоустраивающихся в муниципальные учреждения образования.    
  13. Проведение на базе ведущих российских вузов, Российской академии наук, а также ведущих международных центров педагогического образования программ дополнительного профессионального образования (стажировки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации) профессорско-преподавательского состава вузов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям.
  14. Реализация моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и муниципальных систем образования, с обязательной интернатурой и гарантированным трудоустройством.
  15. Открытие сетевых гибких программ ускоренного получения квалификации учителя-предметника, с обязательной практикой в общеобразовательной организации, для студентов непедагогических специальностей и направлений подготовки.
  16. Апробация в регионах моделей квалификационных испытаний (сертификации квалификации) для кандидатов на работу в сфере общего образования, а также для использования при аттестации.    
  17. Доработка профессионального стандарта «Учитель» с учетом возможного использования при проектировании образовательных программ педагогической подготовки, при проведении аттестации, отражение в нем возможных вариантов развития педагогической карьеры в сфере общего образования.      
  18. Проведение конкурса пилотных площадок для отработки  новых моделей и технологий педагогического образования. Увеличение норматива финансирования для пилотных площадок, реализующих программы педагогической интернатуры.        
  19. Проведение ежегодного мониторинга реализации пилотных проектов и поддержка распространения лучших практик в системе педагогического образования, включая подготовку доклада о состоянии педагогического образования.       
  20. Создание новой системы аккредитации программ педагогического образования на основе результатов пилотных проектов
  21. Создание нормативных возможностей введения дополнительных вступительных испытаний для поступления в вузы на педагогические образовательные программы.        
  22. Реализация проекта по развитию управленческих кадров для системы педагогического образования.
  23. Разработка программ по освоению дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной педагогической квалификации (с возможным увеличением на один год продолжительности обучения) или в период педагогической деятельности (управленческое звено системы образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги по работе с лицами с ОВЗ, педагоги по работе с детьми со специальными потребностями, девиантным поведением, педагоги системы дополнительного и дошкольного образования и т.д.).         
  24. Разработка рекомендаций по включению в базовую  часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень магистра, по снижению нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время обучения в магистратуре и аспирантуре.

Разработка и введение квалификационных требований к минимальному уровню педагогического образования учителей:  при работе с младшим возрастом не ниже – бакалавр, при работе с учащимися со специальными образовательными потребностями (психологи, логопеды, коррекционные педагоги и т.п.) не ниже – магистр.        

 

1 В. Собкин, О. Ткаченко, Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы, РАО, Москва, 2007

Другие матералы рубрики: