В Госдуме состоялся круглый стол на тему преподавания права в рамках курса обществознания в школе
Опубликовано 15 сентября 2016Принципы преподавания основ права в рамках школьного курса обществознания обсудили на днях в рамках круглого стола в Госдуме. При этом участники мероприятия, которыми стали депутаты и юристы, сошлись во мнении, что данный предмет является жизненно важным для государства. Так, по словам спикера Сергея Нарышкина, при грамотном подходе к обучению молодежь осознает понятие недопустимого поведения на выборах. Кроме того, это поможет гражданам делать осознанный выбор того или иного кандидата. Нарышкин подчеркнул, что правильно организованный школьный курс обществознания должен давать ребятам представление о политической системе страны.
Спикер отметил, что без четкого представления об избирательном процессе, разделении властей, понятии политических партий, методах принятия законов трудно делать осознанный выбор. Также важной задачей Нарышкин считает донесение до школьников понятия о недопустимости недобросовестной политической конкуренции и неправового поведения.
Вместе с тем, парламентарий отметил, что изучение курса обществознания в школе не должно сводиться к знакомству с основами права. Однако он подчеркнул, что именно основы правоведения и конституционные гарантии важны для каждого, поэтому должны служить опорой курса «Обществознание». По его словам, стоит вопрос только в логике и объеме изложения данного материала.
О существующих сложностях в преподавании права рассказал Сергей Шахрай, председатель контрольно-ревизионной комиссии Ассоциации юристов, проректор МГУ. Он подчеркнул, что важнейшей проблемой является низкое качество учебников по обществознанию. По его словам, такая ситуация возникла в результате монополии. На сегодняшний день учебники для 5-9 классов пишут четыре коллектива авторов, а для 10-11 - три коллектива. При этом представителей профессионального юридического сообщества среди ученых и педагогов, которые пишут учебники по обществознанию, нет. Таким образом, по словам Шахрая, итоговый учебник представляет собой «винегрет», в котором соединены, зачастую, устаревшие нормы права.
Еще одна сторона проблемы - преподаватели обществознания. Этот предмет преподается во многих школах по остаточному принципу, поэтому около 30% учителей данной дисциплины - это историки, а остальные 70% приходится на учителей литературы, русского языка и т.п. Так как эти педагоги не имеют базового юридического образования, они сами не до конца понимают смысл предмета, заявил правовед.
В свою очередь, Сергей Степашин, сопредседатель Ассоциации юристов России, отметил, что неудивительным в свете этих фактов представляется то, что 90% населения страны не имеют четкого представления о законодательстве и с трудом разбираются в его нормах.
По мнению Вячеслава Никонова, главы думского комитета по образованию, существующая концепция обществознания устарела, поэтому нуждается в обновлении. Новый курс должен включать помимо права знания по социологии, экономике, политологии. При этом он отметил, что важно не забивать школьникам голову штампами, а давать им конкретные примеры из реальной жизни. На данный момент как раз идет работа над соответствующей линейкой учебников.