Ливанов о реформе РАН, о России как мировой научной державе
Опубликовано 08 ноября 2013Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в интервью РИА Новости дал высокую оценку системе образования в РФ, сделав акцент на качестве образования в Советском Союзе. Он заметил, что ЮНЕСКО, сравнивая образовательные системы различных стран, высоко ценит образование в России. Министр считает, что необходимый акцент на традиции в системе образования в нашей стране необходимо сохранить. Между тем, Дмитрий Викторович уточнил, что в быстро меняющемся мире образовательные стандарты должны отвечать перспективным запросам экономики и общества. Поэтому, систему образования необходимо дополнять новыми элементами, обеспечивая ее развитие вслед за обществом в экономическом и социальном направлениях.
У России присутствуют амбиции на место статуса мировой державы, сказал Ливанов, и для этого наука и образование подвергаются реформированию. Цель— вывести из застойного состояния российскую науку с тем, чтобы «<…> система научных исследованиям отвечала бы именно запросам российской экономики». РАН в том виде, в котором она существовала до сих пор, действовала не эффективно, крайне затратно. Оптимизация институтов РАН и подчинение новой структуре управления имуществом Федеральному агентству научных организаций (ФАНО) резко сократит бессмысленные траты, сделав использование государственного имущества и бюджетных средств более прозрачными.
Ливанов добавил, что ни о каком сокращении академических институтов в результате реформы не будет; никаких планов по сокращению людей нет.
Большим плюсом для стимуляции работ и исследований в научных областях является наличие Российского научного фонда, указ о создании которого уже подписан президентом РФ. Фонд создан для поддержки поисковых и фундаментальных исследований с помощью грантов. Очень важно уйти от излишней формализации и ограничений, которые накладывает бюджетное законодательство. Подобные трудности определенным образом и должна компенсировать система грантов.
Министр образования прокомментировал проходящую уже второй год систему мониторинга вузов. Он заметил, что подобный способ оценки деятельности высших учебных заведений позволяет выявить вузы-призраки, которые не функционируют, а присутствуют лишь на бумаге. По результатам проверок таких вузов совместно с Рособрнадзором через суд отзываются лицензии, и производится ликвидация юридических лиц. Это в основном касается только коммерческих вузов, так как государственные целиком приняли участие в мониторинге.
Дмитрий Викторович описал стратегию и тактику программы вхождения вузов страны в мировые рейтинги. Каждый из 15 вузов, которые участвовали в конкурсе на получение финансирования для повышения мирового рейтинга, разработал свою уникальную «дорожную карту». 12 карт международным советом были одобрены, рассмотрение остальных перенесли. Повышение конкурентоспособности помимо привлечения большего количества лучших студентов, преподавателей, ученых— как отечественных, так и зарубежных, заключается и в проведении работы по признанию документов об образовании России другими странами. Некоторые вузы довольно успешно действуют в этом направлении и заключают соглашения с другими странами об эквивалентности дипломов и сертификатов. В конечном счете, одна и важнейших задач— «<…>сделать так, чтобы в целом документы об образовании, дипломы наших ведущих вузов признавались ведущими странами без каких-либо дополнительных процедур и формальностей».
Автор: © Aleksej Kuntsevich