Поволжский Образовательный Портал

Материально-техническое обеспечение учебного процесса: оборудуем швейную мастерскую

Опубликовано 20 мая 2024

Современные техникумы и колледжи, готовящие специалистов по профессиям швейной отрасли, сталкиваются с необходимостью создания высококачественных учебных мастерских. Времена, когда можно было просто купить швейную машинку и другое бытовое швейное оборудование, заявив о создании учебного помещения, давно прошли и не пройдут лицензионной и аккредитационной проверки. Качественное материально-техническое обеспечение (МТО) учебного процесса является основой подготовки квалифицированных кадров, способных удовлетворить потребности рынка труда. В данной статье рассмотрим особенности оборудования швейных мастерских, обоснуем необходимость внимательного подхода к выбору швейного оборудования и проанализируем требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) для ряда швейных профессий.

Оснащение швейных мастерских в учреждениях среднего профессионального образования — важнейший компонент для качественной подготовки специалистов швейного дела. Акцент на современное оборудование позволяет сформировать у обучающихся необходимые профессиональные компетенции и обеспечить практикоориентированный подход в обучении.

работа студентов в швейной мастерской техникума

Согласно данным Минпросвещения России, в 2023 году в стране насчитывалось более 350 техникумов и колледжей, осуществлявших подготовку по швейным специальностям. При этом, по оценкам экспертов, около 40% таких учебных заведений нуждались в обновлении материально – технической базы швейных мастерских.

Обратимся к требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Например, ФГОС СПО по профессии «29.01.08 Оператор швейного оборудования» в п. 4.2 четко определяет, что объектами профессиональной деятельности выпускников являются «швейное оборудование универсальное, специальное, автоматического и полуавтоматического действия». Это означает, что в швейных мастерских должен присутствовать широкий спектр оборудования разных типов. Например, согласно пункту 5.2.1 для формирования профессиональных компетенций 1.1 – 1.5 для оснащения швейной мастерской потребуется не только универсальный раскройный нож, но и автоматизированный раскройный комплекс.

Для качественной подготовки специалистов швейного профиля рекомендуется оборудовать мастерские следующим оборудованием:

  • Универсальные и специальные швейные машины: бытовые многофункциональные, стачивающие, распошивальные, петельные, оверлоки. Это позволит обучающимся освоить работу на различных видах швейных машин.
  • Раскройное оборудование: универсальные ручные раскройные ножи, механизированные раскройные дисковые ножи, раскройные столы. Наличие разнообразного раскройного оборудования обеспечит формирование навыков работы с различными материалами и масштабами раскроя.
  • Утюжильное оборудование: утюги, парогенераторы, гладильные столы и доски. Качественная отделка изделий невозможна без надлежащего утюжильного оборудования.
  • Вспомогательное оборудование: рабочие столы для ручных работ, манекены разных типоразмеров. Это необходимо для отработки ручных операций и примерок изделий.

Стоит также отметить, что для подготовки специалистов по профессиям «Художник по костюму», «Закройщик», «Портной», «Оператор вязально-швейного оборудования», специальностям «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Технология текстильных изделий (по видам)», а также для программ дополнительного профессионального образования требования к оборудованию могут варьироваться. Однако базовый набор, перечисленный выше, останется актуальным.

Обеспечение швейных мастерских современным оборудованием – залог высококвалифицированной подготовки специалистов, способных эффективно работать на современных швейных производствах. Ответственный подход к комплектации мастерских положительно скажется на уровне квалификации выпускников и их востребованности на рынке труда.

Другие матералы рубрики: