Михаил Мишустин провел стратсессию по вопросу развития инженерного образования
Опубликовано 29 октября 2024Технологический суверенитет России напрямую зависит от ее кадрового потенциала, существенную долю которого составляют технические специалисты.
«Важно, чтобы знания, навыки выпускников вузов и колледжей соответствовали текущим запросам отраслей и конкретных предприятий. Ключевое условие эффективности наших общих усилий в данной сфере – это максимальная гибкость, готовность к обновлению действующих стандартов», – подчеркнул Председатель Правительства.
Суммарные потребности отраслей в квалифицированных кадрах на ближайшие 5 лет составляют более 1,5 млн человек. Спрос на инженеров за последние 3 года вырос практически в 2,5 раза. Благодаря принятым решениям и мерам поддержки объемы производства за 9 месяцев увеличились на 4,5%. В том числе почти с двукратным опережением развивается обрабатывающий сектор, где трудится свыше 10 млн человек.
По поручению главы государства уже за ближайшие 3 года должно быть подготовлено не менее 1 млн рабочих и специалистов для основных отраслей. Для этого в рамках федпроекта «Профессионалитет» создаются образовательные кластеры. На сегодня их насчитывается уже около 160.
Высокую эффективность показывает проект «Передовые инженерные школы». На базе вузов развернута работа 50 таких центров. По решению Президента их количество увеличится в 2 раза. В числе партнеров − сотни высокотехнологичных компаний.
Для поддержки университетов реализуется программа «Приоритет-2030». Выделяемые гранты призваны придать дополнительный импульс научной деятельности вузов и улучшить условия для запуска технологических проектов, инновационных предприятий, перспективных стартапов. Для повышения эффективности высшей школы возводится сеть современных пространств с хорошо оснащенными учебными корпусами, лабораториями, комфортными общежитиями. Первый такой кампус мирового уровня в этом году открылся на базе МГТУ им. Баумана. Всего будет построено не менее 40 подобных студгородков.
О направлениях развития учебных заведений технического профиля
Глава правительства подчеркнул, что для подготовки квалифицированных кадров и создания собственных передовых технологий необходимо укрепить связку всех уровней образования, которые должны работать в единой логике на общий результат. По его словам, нужно модернизировать форматы деятельности учебных заведений технического профиля, определив для них ключевые векторы развития на долгосрочный период, которые будут нацелены на общественно значимые достижения. Также нужно установить необходимый уровень их оснащения оборудованием, на котором смогут заниматься учащиеся.
Правительство уделит особое внимание крупнейшим вузам. В числе стратегических инициатив − трансформация их основных направлений, особенно профориентации и сектора исследований и разработок. При этом необходимо детализировать модели совместной работы с промышленными компаниями и внедрить механизмы участия в новых нацпроектах технологического лидерства.
В завершение выступления Председатель Правительства поздравил конструкторов, проектировщиков, технологов, преподавателей и студентов профильных вузов с предстоящим профессиональным праздником – Днем инженера-механика: «Искренне поздравляю всех, кто посвятил себя очень нелегкому делу изобретательства. Вас характеризует нестандартность идей и решений, что позволяет двигать прогресс и, что самое важное, менять жизнь людей к лучшему».
Глава Минобрнауки Валерий Фальков прокомментировал итоги стратсессии, посвященной развитию инженерного образования: как отметил министр, детально проанализированы все вызовы, которые стоят перед инженерным образованием и профильными вузами. Проведена оценка эффективности взаимодействия университетов с промышленными предприятиями, бизнесом.
На стратсессии, по словам Валерия Фалькова, обсуждались действующие меры поддержки, в том числе программы «Приоритет-2030», передовые инженерные школы и многие другие проекты, показавшие хорошие результаты.
Отдельное внимание участники сессии уделили новым предложениям по мерам поддержки инженерных вузов, новым форматам взаимодействия учебных заведений с промпредприятиями. В частности, речь шла о создании научно-производственных объединений, подаче заявок на совместное строительство кампусов высшими учебными заведениями и бизнесом и ряде других значимых инициатив.