Минобрнауки грозится избавить ЕГЭ от тестовой части
Опубликовано 10 апреля 2014Идя по пути модернизации системы ЕГЭ, Министерство образования и науки РФ планирует еще одно кардинальное нововведение – изъять из Единого государственного экзамена тестовую часть (блок «А»), позволяющую при незнании ответа и определенных вероятностях угадать верный вариант из четырех предложенных. Как пояснил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов журналистам, это делается с целью повысить прозрачность ЕГЭ, сделав механизм аттестации максимально выявляющим знания школьников. Таким образом, часть «А» из заданий ЕГЭ будет поэтапно исключена.
Ливанов сообщил, что введение устной части в ЕГЭ начнется с иностранного языка, но в очереди – все гуманитарные предметы – литература, история и т.д. Помимо этого, планируется переход на преимущественно электронный формат сдачи экзамена. Пока на компьютерах сдают экзамены только по информатике.
Все изменения, сообщает глава ведомства, должны быть подготовлены не позднее августа с тем, чтобы уже 1 сентября заинтересованным лицам стали известны новые правила проведения ЕГЭ в 2015 году.
С Ливановым согласна и директор Института развития образования «НИУ ВШЭ» Ирина Абанкина. А вот Андрей Демидов, сопредседатель межрегионального профсоюза учителей, считает, что Минобрнауки занимается популизмом, стараясь таким образом пойти навстречу тем, кто упрекает ЕГЭ в необъективности именно из-за блока «А». Между тем, Демидов предлагает расширить творческую часть «С» и сделать ее обязательной.
Тем не менее, с Ливановым соглашаются ректоры вузов. Так Виктор Гришин, ректор РЭУ им. Плеханова, солидарен с министерством, отмечая, что шаги, предпринимаемые ведомством Ливанова, направлены на улучшение структуры ЕГЭ, и по части совершенствования экзаменационных процедур Минобрнауки движется в верном направлении. Уже сейчас, отмечает Гришин, абитуриента можно довольно качественно оценить и по ЕГЭ, и по аттестату, а также внеурочной деятельности – участию в конкурсах и олимпиадах. В избавлении от блока «А», – говорит ректор РЭУ, – ничего страшного нет.
Минобрнауки уже давно планирует сделать ЕГЭ более объективным. И пресловутый тестовый блок не дает покоя многим. Некоторые критикуют эту форму именно потому, что детей натаскивают на правильное выставление «галочек», что является зачастую подгонкой под известный результат. Такой подход негативно влияет на сам учебный процесс, где целью становится сдача теста, а не получение новых знаний. Надо отметить, что любая частная школа за счет индивидуального подхода существенно выигрывает по сравнению с муниципальными образовательными учреждениями среднего общего образования в плане подготовки выпускников к ЕГЭ, что ежегодно подтверждается статистикой. Частные школы по таким показателям как «обученность» и «качество» имеют результат на 20-30% выше среднего регионального показателя, что подтверждает превосходство применяемых там методик подготовки школьников.
Но, несмотря на критику, в грядущих изменениях есть и свои плюсы: возможность при переходе на электронный формат полностью автоматизировать процесс выставления оценок. В то же время, необходимо учитывать, что облегчение подсчета результата не должно конкурировать с объективностью оценки именно знаний учащегося, а не его удачи.
Автор: © Aleksej Kuntsevich